Урок 49/2. Обратимые и необратимые реакции. Химическое равновесие и способы его смещения

0
306
футбол

Цель: сформировать у учащихся понятие об обратимых и необратимых реакциях,

познакомить с правилом Бертолле, принципом Ле-Шателье.

Оборудование: соляная кислота, фенолфталеин, гидроксид натрия, карбонат натрия.

нитрат серебра, вода, лакмус, мрамор, соляная кислота, прибор для

получения газов, штатив, 5 пробирок.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

а) Опрос.

– Скорость химической реакции.

-Факторы. влияющие на скорость реакции.

– Катализаторы, ферменты.

б) Фронтальное решение вопросов после §29.

II. Изучение нового материала.

Химические реакции часто протекают так, что исходные вещества полностью превращаются в конечные продукты. Например, при горении веществ получаются оксиды, исходное вещество полностью сгорает. (Демонстрационный опыт «Горение магния».) Такие реакции являются необратимыми.

Гомогенные реакции являются необратимыми в случаях образования

а) газа; б) осадка; в) воды.

Для примера, демонстрации:

а) взаимодействие карбоната натрия с серной кислотой;

б) хлорид бария с серной кислотой;

в) гидроксид натрия с серной кислотой.

Многие реакции обратимы. Это значит, что продукты, образовавшиеся в ходе реакции, вновь превращаются в исходные вещества, то есть реакция одновременно идет в прямом и обратном направлениях.

Состояние, когда скорость прямой реакции равна скорости обратной реакции, называют химическим равновесием.

Принцип Ле-Шателье (1885 г.): при действии на систему, находящуюся в химическом равновесии внешних факторов, ее равновесие смещается так, чтобы подавить действие этих факторов.

III. Закрепление.

1. Какие условия нужны для полного сгорания угля печи по реакции:

С + СО2 ?СО­ + Q

Какова роль дымовой трубы, колосниковой решетки?

2. Каким образом можно сдвинуть химическое равновесие реакции:

2SO2 + О2 ?2SO3 + Q в сторону образования оксида серы (VI)?

3. Почему в темноте фотосинтез у растений прекращается? Какая реакция обратна

фотосинтезу?

IV. Домашнее задание: §32, 33; стр.135, упр.3, 4.

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь