Цель: развивать умения образовывать слова с помощью суффикса; разбирать слова по составу.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
– Назовите однокоренные слова с суффиксом
III. Минутка чистописания.
На доске записаны слова: пять, крыло, ведро, пальто.
– Прочитайте слова.
– Сегодня на минутке чистописания мы запишем цепочку, которая будет состоять из букв, обозначающих мягкие звуки. Какие буквы войдут в цепочку? (Мы напишем цепочку из букв п, т, в, л.)
птлв…
– Какая буква здесь лишняя? Подчеркните ее. (Лишняя буква – л. Она не имеет пары, все остальные согласные парные.)
– Напишите строчку до конца, буквы в цепочке можно менять местами.
IV. Словарная работа.
Учитель диктует слова с непроверяемыми безударными гласными, учащиеся записывают и подчеркивают орфограммы.
Горох, месяц, урожай, хороший, помидор, дорога, погода, пенал, молоко, корова, машина.
По указанию учителя к некоторым словам дети подбирают однокоренные слова и записывают их. (Можно взять слова, которые подчеркнуты.) Затем разбирают их по составу.
– Если я назову слово с суффиксом вы хлопаете в ладоши, подняв руки над головой. Если я назову слово с суффиксом –ист, вы топаете ножками.
– Постарайтесь сосчитать, сколько слов с суффиксом я назвала.
Учитель произносит слова: учебник, орешник, серебристый, кофейник, глинистая, золотистая, печник, шелковистая, дворник, сборник, каменистый, танкист, штангист, работник.
V. Образование слов и разбор их по составу.
1. Работа над упражнениями 159, 160.
2. Придумайте слова:
Вариант I |
Вариант II |
Приставка по-, суффикс -к Приставка за-, суффикс -ник Приставка под-, суффикс -ник |
Приставка за-, суффикс -к Приставка на-, суффикс -ник Приставка пере-, суффикс -к |
– Разберите слова по составу.
VI. Итог урока.
– Какие части слова служат для образования новых слов?
– Расскажите о суффиксе по плану: 1) Что это такое? 2) Где стоит в слове? 3) Для чего служит в нашем языке? Приведите примеры.
Домашнее задание. Упражнение 162.