Урок 44 Н. С. ЛЕСКОВ «СТАРЫЙ ГЕНИЙ»
Цели урока: продолжить тему «Сатира на чиновничество», познакомить с рассказом Лескова «Старый гений»; отметить отношение Лескова к России, подчеркнуть, что писатель скорбит о том, что природный талант русского народа не сопряжен с образованностью.
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы и целей урока.
III. Работа по теме.
1. Слово учителя с элементами беседы.
Николай Семенович Лесков… Что скажет вам это имя? Какие страницы его остались в памяти? Можно ли Лескова пересказывать? или лучше читать? А если сравнить Лескова с другими писателями?
Да, читать его несравненно труднее! Почему? Как относитесь к «неправильностям» в языке Лескова, к его «некнижности», а подчас и «нелитературности»?
Узнайте автора, а среди них – Лескова и обоснуйте ваше мнение о принадлежности прочитанного фрагмента тому или иному писателю.
2. Викторина.
«На другой день поехали государь с Платовым в кунсткамеры. Больше государь никого из русских с собой не взял, потому что карету им подали двухсестную.
Приезжают в пребольшое здание – подъезд неописанный, коридоры до бесконечности, а комнаты одна в одну, и, наконец, в самом главном зале разные огромные бюсты, и посередине под валдахином стоит Аболон полведерский».
(Лесков)
«На дворе была метель; ветер выл, ставни тряслись и стучали; все казалось <…> угрозой и предзнаменованием <…>. Метель не утихала; ветер дул навстречу, как будто силясь остановить…»
(Пушкин)
«Был еще на руднике такой случай. В одном забое пошла руда со шлифом. Отобьют кусок, а у него, глядишь, какой-нибудь уголышек гладехонек. Как зеркало блестит, глядись в него – кому любо.
Ну, рудобоям не до забавы. Всяк от стариков слыхал, что это примета вовсе худая.
– Пойдет такое – берегись! Это хозяйка горы зеркало расколотила. Сердится. Без обвалу дело не пройдет».
(Бажов)
«Между тем черт крался потихоньку к месяцу и уже протянул было руку схватить его, но вдруг отдернул ее назад, как бы обжегшись, пососал пальцы, заболтал ногою и забежал с другой стороны, и снова отскочил и отдернул руку. Однако ж, несмотря на все неудачи, хитрый черт не оставил своих проказ. Подбежавши, вдруг схватил он обеими руками месяц, кривляясь и дуя, перекидывал его из одной руки в другую, как мужик, доставший голыми руками огонь для своей люльки; наконец, поспешно спрятал в карман и, как будто ни в чем не бывало, побежал дальше».
(Гоголь)
«Сюда, к Лежачему камню, пришли дети в то самое время, когда первые лучи солнца, пролетев над низенькими корявыми болотными елочками и березками, осветили Звонкую Борину, и могучие стволы соснового бора стали как зажженные свечи великого храма природы. Оттуда сюда, к этому плоскому камню, где сели отдохнуть дети, слабо долетало пение птиц, посвященное восходу великого солнца».
(Пришвин)
«Государь взглянул на пистолю и наглядеться на может.
Взахался ужасно.
<…>
А Платов … опустил правую руку в свои большие шаровары и тащит оттуда ружейную отвертку. Англичане говорят: «Это не отворяется», а он, внимания не обращая, ну замок ковырять. повернул раз, повернул два – замок и вынулся. Платов показывает государю собачку, а там на самом сгибе сделана русская надпись: «Иван Москвин во граде Туле».
Англичане удивляются и друг дружку поталкивают:
– Ох-де, мы маху дали.
А государь Платову грустно говорит:
– Зачем ты их очень сконфузил, мне их теперь очень жалко».
(Лесков «Левша»)
– Какова главная мысль этого лесковского рассказа? (Богата талантами русская земля. Такого мастерства есть люди, что даже блоху подковать им по плечу. Несладко им живется, но для них главным всегда была любимая дорога и родина. А охотников видеть «удивления» только в заморских странах всегда было немало.)
3. Чтение статьи «Н. С. Лесков и его герои, его отношение к России» (с. 25–26, учебник, II ч.).
4. Викторина заглавий.
Можно ли узнать Лескова по одним лишь названиям?
Угадай, какие из них принадлежат Лескову: «Бедная Лиза», «Наталья, боярская дочь», «Запечатленный ангел», «Герой нашего времени», «Тупейный художник», «Египетские ночи», «Нос», «Село Степанчиково и его обитатели», «Месяц в деревне», «Очарованный странник», «Старый гений».
5. Работа с текстом рассказа «Старый гений».
Беседа по вопросам.
1) Какие чувства вызвало у вас прочитанное произведение?
2) Какое историческое время переживают персонажи рассказа?
3) Рассмотрите иллюстрацию И. Пчелко (с. 24, учебник). Такими ли вы представляли себе героев рассказа?
IV. Подведение итогов.
– Почему рассказ назван «Старый гений»?
– В чем смысл эпиграфа к рассказу?
Домашнее задание: (по вариантам) подготовить рассуждение на тему «Кто виноват в страданиях героини?»; пересказ одного из эпизодов рассказа (или всего рассказа); прочитать рассказ Толстого «После бала».