Урок 4 Тема: «ОСЕННИЙ ЛИСТОПАД» – КОВРИК АППЛИКАЦИЙ. ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ АППЛИКАЦИИ

0
1192

Вид занятий: декоративно-прикладное творчество.

Цели и задачи: расширение представлений детей о художест­венных материалах; развитие чувства цветовой гармонии, фантазии; овладение навыками работы с различными материалами, инст­рументами (ножницы, кисти, цветная бумага, обрезки тканей, нит­ки); дать понятие об аппликации; научить использовать приемы композиции (ритм, равновесие, цветовой колорит, сюжет) в данном виде работы; развитие зрительной памяти детей и умения изобра­жать природу по памяти и впечатлению.

Оборудование урока: цветная бумага, куски ткани, нит­ки, ножницы, клей (лучше ПВА, так как он в отличие от канцеляр­ского не желтеет со временем), серая, коричневая бумага или холст, мешковина (для фона).

Зрительный ряд: живые листья, собранные в саду, на ули­це; слайды осеннего леса, земли, асфальта с опавшими листьями; репродукции: И. Левитан «Золотая осень», И. Бродский «Опавшие листья», И. Хруцкий «Цветы и плоды», Ф. Толстой «Букет цветов, бабочек и птичек», В. Ван Гог «Подсолнухи».

Литературный ряд: Ф. Тютчев «Листья», А. Балонский «Кружат листья…», стихотворения и загадки по теме урока.

Музыкальный ряд: ноктюрны Ф. Шопена; П. Чайковский «Сентябрь» (из цикла «Времена года»).

Ход урока

I. Организация класса.

Проверка отсутствующих, готовности к уроку.

II. Беседа по теме урока. Объяснение задания.

– Что такое аппликация?

Учитель. Когда разноцветные кусочки бумаги, ткани, кожи, замши художник наклеивает или нашивает на бумагу, ткань (основу), получается аппликация. Можно использовать яркие цветные фотографии из старых журналов. Тогда каждый кусочек будет иметь множество оттенков. Когда вы будете делать аппликацию, то каждую форму нужно будет вырезать ножницами. Но можно и об­рывать бумагу по форме изображения (и вклеивать в контур, наме­ченный карандашом) – см. на рисунке.

Попробуем сделать коврик «Осенний листопад». Как красиво в осеннем лесу! Ветер срывает с деревьев листья, и они кружат свои танцы, ведут хороводы. Можно вырезать сразу много листиков, если сложить цветную бумагу в несколько раз. Можно и обрывать бумагу по форме листочка.

Давайте сделаем несколько ковриков аппликаций на тему «Осенний листопад».

Листья на траве. Детские работы. Аппликации

Стихотворения:

Кружат листья над дорожкой,

Лес прозрачен и багрян.

Хорошо бродить с лукошком

Вдоль опушек и полян!

Мы идём и под ногами

Слышим шорох золотой.

Пахнет влажными грибами,

Пахнет свежестью лесной.

А. Балонский

Лес, точно терем расписной –

Лиловый, золотой, багряный,

Весёлой, пёстрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Берёзы жёлтою резьбой

Блестят в лазури голубой…

Лес, словно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Стоит над солнечной поляной,

Заворожённый тишиной.

И. Бунин

Осень на опушке краски разводила,

По листве тихонько кистью проводила.

Пожелтел орешник, и зарделись клёны,

В пурпуре осинки, только дуб зелёный.

Утешает осень:

– Не жалейте лета!

Посмотрите – роща золотом одета!

Э. Федоровская

Меж редеющих верхушек

Показалась синева.

Зашумела у опушек

Ярко-жёлтая листва.

Птиц не слышно.

Треснет мелкий,

Обломившийся сучок,

И, хвостом мелькая, белка

Лёгкий делает прыжок.

Стала ель в лесу заметней,

Бережёт густую тень.

Подосиновик последний

Сдвинул шапку набекрень.

А. Твардовский

Вьётся в воздухе листва, в жёлтых листьях вся Москва.

У окошка мы сидим и глядим наружу,

Шепчут листья: «Улетим!»

И ныряют в лужу.

Ю. Корипец

Загадки:

Алый платок упал за лесок,

Лёг на луг –

Потемнело вокруг. (Закат.)

Крашеное коромысло над рекой повисло. (Радуга.)

Пушистая вата плывёт куда-то,

Чем вата ниже, тем дождик ближе. (Облако.)

Поглядите, поглядите – потянулись с неба нити!

Что за тоненькая нить землю с небом хочет слить? (Дождь.)

Виден край, да не дойдёшь. (Горизонт.)

Что за потолок? То он низок, то высок,

То он сер, то беловат, то – чуть-чуть голубоват,

А порой такой красивый, кружевной и синий-синий. (Небо.)

Жёлтый фонарик на ветке повис, Рожки его опрокинулись вниз. (Месяц.)

Падают с ветки золотые монетки. (Листья осенью.)

III. Работа над заданием.

Самостоятельная работа учащихся. Анализ и разъяснение общих ошибок.

IV. Итоги урока.

На классной доске учитель закрепляет выполненные (лучшие) работы; можно организовать экспресс-выставку «Наш осенний сад». Отмечает, какие оттенки палитры осени удалось отобразить детям, где лучше передано движение листьев, ветра, у кого акку­ратнее работа. Оценивает работы.

Домашнее задание: найти репродукции работ, созданных художниками в материалах, похожих на аппликацию (мозаика, коллаж), посмотреть мозаики в общественных зданиях, инкруста­цию на мебели, лоскутную мозаику.