Урок 4. Лексика и фразеология

0
687
биология

Урок 4. Лексика и фразеология

Цели: закрепить знания по лексике и фразеологии; развивать речь, внимание учеников, навыки выразительного чтения.

Методические приемы: повторение пройденного материала, беседа по вопросам, выразительное чтение, подготовленный дик­ тант, задания по занимательной лингвистике, словарная работа.

Ход урока

I . Орфографическая разминка

Игра «Мягкий знак или твердый знак?»

Учитель называет слова. Если слово с твердым знаком, ученики поднимают правую руку, если с мягким – левую. Некоторые слова не содержат ни твердого, ни мягкого знаков, тогда и руки поднимать не надо. В отдельных словах есть оба знака – поднимаем обе руки.

Темп игры зависит от уровня подготовки класса, но к концу игры темп желательно повысить. Слова, вызвавшие затруднение, желательно записать в тетради.

Сельдь, подъем, роскошь, мрачный, плащ, съешь, панцирь, фо­ тосъемка, ладья, молодежь, изъян, объяснение, обезьяна, затишье, фальшь, стараться, прочь, мощность, пеночка, январский, разъе­ хаться, отрежьте, безъядерный, лучший, пенальти.

II . Проверка домашнего задания

Взаимопроверка упражнения 13. Устно объясняем постановку знаков препинания, называем однородные члены предложений.

III . Повторение темы «Лексика и фразеология»

1. Беседа по вопросам (с. 7).
Комментарий к вопросу 3:

В приведенных в словаре учебника значениях слова «грамота» общим является значение «писать».

Комментарий к вопросу 5 (примеры):

диалектизмы – баитъ (говорить), кочет (петух);

профессионализмы – суффикс, гипотенуза;

жаргонизмы – склянки (часы), полундра! (берегись!) (из мор­ ского жаргона);

устаревшие слова:

архаизмы – очи, ланиты (щеки);

историзмы – городовой, конка.

В чем отличие архаизмов от историзмов?

Историзмы обозначают понятия, исчезнувшие из современной жизни: дворовый (в значении «крепостной человек, прислуживаю­ щий в доме помещика»), исправник – начальник уездной полиции в дореволюционной России; писало – костяная или деревянная па­ лочка Для выдавливания букв по бересте.

Архаизмы – устаревшие, вышедшие из общего употребления слова, сохранившиеся лишь в древних текстах и в поэтической речи: ланиты — щеки, лилейный белый, чело – лоб и т. д.

2. Выполнение упражнений.

Упражнение 13: комментированное письмо.

Упражнение 16: выразительное чтение стихотворения (чита­ ет заранее подготовленный ученик), определение фразеологизмов {воду в ступе не толочь; и день и ночь; держи… в черном теле; не снимай… узды; дать… поблажку; последнюю рубашку… со­ рвет); выделение орфограмм (устно).

IV . Синтаксический разбор предложения

Своей подсказкой ты оказал мне медвежью услугу.

– Обратим внимание на фразеологизм {медвежью услугу) – не­расчленимое сочетание слой, которое в предложение служит дополнением.

V . Занимательная лингвистика

– По каким признакам можно сопоставить слова «барство» и «рабство» с точки зрения лексики? (Эти слова можно рас­ сматривать как антонимы. Кроме того, эти слова – ана­ граммы: они состоят из одних и тех оке букв.)

Домашнее задание

Вопросы с. 9.

Упражнения 14,’15.