Урок 38 Н. А. Некрасов. «Размышления у парадного подъезда»
Цели: познакомить со стихотворением, выявить его социальную направленность; формировать навыки работы со стихотворным текстом; углубить понимание понятий антитеза, сатира, обобщенный образ.
Методические приемы: рассказ учителя, выразительное чтение, анализ стихотворения, беседа по вопросам.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
Чтение и обсуждение 2–3 работ учащихся.
III. Сообщение темы и целей урока.
IV. Изучение новой темы.
1. Слово учителя.
Николай Алексеевич Некрасов обладал даром большого поэта – он чувствовал и выражал главное, чем жили его современники. Он открыл для русской поэзии нового героя – простого человека, мужика, ремесленника, солдата, – и этот герой стал центральной фигурой его поэзии. Главной темой своего творчества Некрасов сделал судьбу труженика, судьбу русского народа, и оставался верен этой теме всегда. Его стихотворения проникнуты глубоким сочувствием к человеку, гражданским чувством, и это вызывало живой отклик в сердцах читателей.
Сегодня мы познакомимся со стихотворением «Размышления у парадного подъезда», написанным поэтом в 1858 году.
Об истории создания этого произведения мы узнаем, прочитав отрывок из воспоминаний Авдотьи Яковлевны Панаевой, которая являлась гражданской (не венчанной в церкви) женой Некрасова, его большим другом и помощницей.
2. Чтение отрывка «Из воспоминаний А. Я. Панаевой» на с. 249– 250 учебника.
3. Словарная работа.
Убогий – 1) крайне бедный, нищенский; 2) немощный, увечный, жалкий на вид.
Пилигрим – паломник, путешественник-богомолец.
Лепта – посильное подаяние, скромный вклад.
4. Выразительное чтение стихотворения.
5. Беседа по вопросам.
– Как родился замысел данного стихотворения? (Автор увидел сцену несправедливого обращения с крестьянами и выразил свои чувства в стихотворении.)
– Какие чувства и мысли вызвала эта сцена у поэта? (Чувство гнева, сочувствие к крестьянам, мысль о несправедливости по отношению к крестьянам.)
6. Анализ стихотворения.
– Каким образом в первой строфе раскрывается мнимая торжественность парадного подъезда особняка знатного вельможи?
– Проследите по тексту развитие темы «парадного подъезда» в торжественные дни. (Это – «холопский недуг», «с испугом», а также употребление автором сарказма в определении «призванья и целого города».)
– Соответствует ли определение «…парадный подъезд» содержанию первых строк стихотворения? (Содержание контрастирует с определением.)
– Проследите по тексту развитие темы «парадного подъезда» в «обычные дни».
– Соответствует ли определение «этот пышный подъезд» содержанию следующих строк? («Пышный подъезд» оказывается в следующем лексическом ряду: «убогие лица», «старик», «вдовица», «просители плачут», «осаждают подъезд».)
– Содержание второй части строфы тоже контрастирует с темой торжественности и парадности? (Антитеза снижает образ: торжественность подъезда – мнимая.) Обычай, по которому в праздничные дни в домах крупных чиновников выставлялись особые книги, в которых расписывались посетители, не допускавшиеся к хозяину лично, превращался в парад холопства, холуйства. Возникает образ холопствующего города.
– Стихи Н. А. Некрасова имеют особенность – они сюжетны. Какие события запечатлены во второй строфе стихотворения?
– Выстроите образный ряд, связанный с описанием мужиков. (Уважительное «деревенские русские люди», «помолились… и стали вдали», «некрасивы на взгляд», «пилигримы», «крест на шее и кровь на ногах», «суди его Бог!».) Возникает образ России, трагический, молчаливый и цельный. Мужики не перестают быть реальными мужиками, в то же время это – обобщенный образ.
– Как в стихотворении возникает образ вельможи?
– Каким авторским отношением проникнуто изображение образа жизни и образа мыслей вельможи? Отметьте элементы сатиры в изображении барина.
– Какова основная тема концовки? (В конце стихотворения возникает образ родной земли.) Средством раскрытия образа «родной земли» служит «песня, подобная стону». Но не песней-стоном заканчивается стихотворение, а вопросом, обращенным к народу, главным размышлением – о судьбе России: «Ты проснешься ль, исполненный сил?».
V. Подведение итогов урока.
– Какие чувства вызвал у вас контраст двух миров (с одной стороны, «владелец роскошных палат», с другой – обездоленные бедняки), представленный в стихотворении поэта?
– Сформулируйте тему и идею этого произведения.
Домашнее задание: выучить наизусть отрывок из стихотворения; ответить на вопросы 1–2 (с. 250).