Урок 38. Итоговый урок по модулю «Социальная сфера»

0
999
информация

Цели: повторить, обобщить и закрепить основной материал модуля; развивать общепредметные компетенции.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Работа над основными понятиями модуля

Работа может быть построена в форме диктанта. Методика описана в итоговом уроке по модулю «Право».

Набор понятий 1

Социальная стратификация, андеркласс, рабство, сословие, чин, закрытое общество.

Набор понятий 2

Страта, социально-экономический статус, каста, крепостное право, титулы, открытое общество.

Набор понятий 3

Социальная мобильность, горизонтальная мобильность, каналы вертикальной мобильности, нуклеарная семья, брак.

Набор понятий 4

Социальный статус, вертикальная мобильность, семья, поведение, конфликт.

Набор понятий 5

Конкуренция, поступок, паника, протестное движение, санкции. Набор понятий 6

Взаимодействие, кооперация, противоречие, социальное движение, девиантное поведение.

III. Контрольное тестирование

ПЕРВЫЙ ВАРИАНТ

Teem 1

1. Элементы социальной структуры общества – это:

а) политические партии и движения;

б) индивиды, социальные общности и социальные группы;

в) верного ответа нет;

г) оба ответа правильные.

2. К групповым социальным общностям можно отнести:

а) социальную группу;

б) политическую партию;

в) совокупность людей, проживающих в конкретном государстве;

г) компанию людей.

3. Определите, к какому понятию относится следующее определение: «Относительно устойчивые совокупности индивидов, объединенных, в первую очередь общими интересами, а также ценностями, нормами поведения»:

а) население;

б) политические партии;

в) социальные группы;

г) граждане.

4. Выб1ерите верный вариант ответа:

а) классы выделяются по различию в характере труда и образе жизни;

б) классы выделяются по отношению к собственности на средства производства и характеру присвоения благ;

в) верного ответа нет;

г) оба ответа правильные.

5. Социальные группы, образующиеся для выполнения определенных функций более высокого уровня внутри одной системы, – это:

а) формальные социальные группы;

б) неформальные или контактные социальные группы;

в) коллективные социальные группы.

6. По роду деятельности малые социальные группы могут быть:

а) легальные и нелегальные;

б) формальные и неформальные;

в) промышленные, учебные и т. п.

7. К становлению разнообразных социальных связей и социальных отношений приводит:

а) социальная система;

б) социальное взаимодействие;

в)социальная группа.

8. Общественными (социальными) отношениями называются:

а) процесс, в котором элементы социальной системы общества действуют и испытывают воздействие друг на друга;

б) набор фактов, обуславливающих совместную деятельность людей в конкретных общностях и конкретное время для достижения тех или иных целей;

в) устойчивые и самостоятельные связи, возникающие между социальными группами, а также внутри них.

9. Определение «Установленные в обществе правила, образцы, эталоны поведения людей, регулирующие общественную жизнь» относится к понятию:

а) социальные связи;

б) социальное взаимодействие;

в) социальные системы;

г) социальные нормы.

10. Каким образом обеспечивается исполнение норм традиций и обычаев?

а) сознанием и религиозной верой в неизбежность кары за грехи, отступление от этих норм;

б) силой привычки людей и при помощи общественного авторитета;

в) авторитетом или принудительной силой государства;

г) внутренним убеждением людей либо силой общественного мнения, их нарушение встречает общественное осуждение.

Тест 2

1. К массовым социальным общностям можно отнести:

а) политическую партию;

б) социальную группу;

в) компанию друзей;

г) совокупность людей, проживающих в конкретном государстве.

2. К какому понятию относится следующее определение: «Объединение людей, имеющих непосредственный контакт друг с другом, объединенных совместной деятельностью, эмоциональной или родственной близостью»?

а) малая социальная группа;

б)социальная группа;

в) социальный слой;

г) граждане.

3. Основой любого объединения людей, мобилизующей их на совместные действия, является:

а) противодействие общему врагу;

б) конкретные общие интересы;

в) заключение соглашений или договоров.

4. Выберите верный вариант ответа:

а) индивид принадлежит только к одной социальной группе;

б) индивид может принадлежать к нескольким социальным группам;

в) верного ответа нет;

г) оба ответа правильные.

5. По способу возникновения малые социальные группы подразделяются на:

а) легальные и нелегальные;

б) промышленные, учебные;

в) формальные и неформальные.

6. Выберите верный вариант ответа:

а) социальные слои, или страты, выделяются в связи с различиями в характере труда и образе жизни;

б) социальные слои, или страты, выделяются по отношению к собственности на средства производства и характеру присвоения благ;

в) верного ответа нет;

г) оба ответа правильные.

7. К какому понятию относится следующее определение: «Процесс, в котором элементы социальной структуры общества действуют и испытывают воздействие друг на друга»?

а) социальная система;

б) социальное взаимодействие;

в)социальная группа;

г) социальная связь.

8. Основное назначение социальных норм состоит в том, что они:

а) направляют поведение, позволяют его контролировать, регулировать и оценивать;

б) способствуют возникновению социальных связей, которые превращаются со временем в социальные отношения;

в) предусматривают санкцию за неисполнение социально значимых требований.

9. Соблюдение любых социальных норм обычно обеспечивается:

а) внутренними убеждениями людей;

б) путем применения к людям социальных поощрений и социальных наказаний;

в) оба ответа правильные;

г) правильного ответа нет.

10. Элементы социальной структуры общества — это:

а) индивиды, социальные общности, социальные группы;

б) политические партии и движения;

в) верного ответа нет;

г) оба ответа правильные.

Тест 3 (тематический)

1. Поведение, которое не соответствует требованиям принятых в обществе социальных норм, называется:

а) противоправное;

б) отклоняющееся;

в) ненормальное;

г) ненормативное.

2. Пример позитивного отклоняющегося поведения – это:

а) проявление творческих наклонностей;

б) свержение старых устоев;

в) помощь ближнему в беде.

3. Пример негативного отклоняющегося поведения – это:

а) нарушение религиозных норм;

б) отказ повиноваться старшим;

в) любое правонарушение.

4. Социологическое объяснение причин девиантного поведения заключается в следующем:

а) зависимость отклоняющегося поведения от кризисных явлений в общественном развитии;

б) зависимость отклоняющегося поведения от природных и климатических явлений;

в) зависимость отклоняющегося поведения от конфликта между господствующей культурой и субкультурой общества;

г) зависимость отклоняющегося поведения от внутреннего психологического состояния и стресса.

5. Выберите верный вариант ответа:

а) неожиданный экономический подъем может способствовать возникновению отклоняющегося поведения;

б) радикальные социальные перемены способствуют возникновению отклоняющегося поведения;

в) верного ответа нет;

г) оба ответа правильные.

6. Поведение, которое нарушает неформальные социальные нормы, называется:

а) неформальным;

б) делинквентным;

в) девиантным.

7. Выберите верный вариант ответа:

а) примером девиантного поведения является отказ уступить место в транспорте человеку пожилого возраста;

б) примером девиантного поведения является совершение кражи со взломом;

в) верного ответа нет;

г) оба ответа правильные.

8. Выберите верный вариант ответа:

а) примером делинквентного поведения является невыполнение домашнего задания;

б) примером делинквентного поведения является совершение изнасилования;

в) верного ответа нет;

г) оба ответа правильные.

9. Социализация – это:

а) совокупность всех социальных статусов;

б) социальная позиция индивида в обществе;

в) процесс усвоения культурных норм и освоение социальных ролей.

Правильные ответы:

Тест 1: 16, 2а, Зв, 46, 5а, 6в, 76, 8в, 9г, 106.

Тест 2: 1г, 2а, 36, 46, 5в, 6а, 76, 8а, 9в, 10а.

Тест 3: 16, 2а, Зв, 4а, 5г, 66, 7а, 8а, 9в.

ВТОРОЙ ВАРИАНТ

Дать ответ «да» или «нет» на следующие суждения.

Тест 1

1. Общая численность человеческих групп на Земле превышает число людей в 1,5-2 раза. (Да.)

2. В примитивном обществе много статусов и мало групп. (Нет.)

3. Каждая страта включает тех людей, кто имеет неодинаковые доходы, образование и престиж. (Нет.)

4. Народность – высший исторический тип этноса. (Нет.)

5. Раньше человечество жило хуже и численность бедных бьша выше. (Да.)

6. Классы пришли на смену феодально-сословному обществу. (Да.)

7. Этнос – собирательное название для больших по численности кровнородственных групп людей, образующих племя, народность или нацию. (Да.)

8. Социальные статусы связаны между собой социальными отношениями. (Да.)

9. Самый трудный случай – решение политических конфликтов. (Нет.)

10. Чем выше общественное положение человека, тем выше его доход. (Да.)

Тест 2

1. В Англии XIV в. костюм определялся не вкусом или стилем, а законом. (Да.)

2. Доход среднего класса возникает от владения собственностью в особо крупных размерах. (Нет.)

3. В античной Греции 40% населения по меркам того времени проживало в бедности. (Нет.)

4. Относительная бедность – невозможность поддерживать уровень приличествующей жизни. (Да.)

5. Мотивы развода отражают не чувства супругов, а реальные проблемы, которые привели к нему. (Нет.)

6. Самый трудный случай – решение социальных конфликтов. (Нет.)

7. Народность представляет собой языковую, территориальную, экономическую и культурную общность. (Да.)

8. По мере стабилизации капитализма в России продвигаться вверх будут только образованные. (Да.)

9. Конфликт возникает только тогда, когда нечто, из-за чего разгорелся спор, нельзя поделить. (Да).

10. Народность по численности превышает племя. (Да.)

Тест 3

1. Содержание соперничества – приобретение лучших профессиональных позиций, наград и признания коллег. (Нет.)

2. Общая численность человеческих групп не превышает число людей. (Нет.)

3. В примитивном обществе мало статусов и мало групп. (Да.)

4. Народности – достаточно неустойчивые этнические образования. (Да.)

5. Этноцентризм – совокупность неправильных представлений одной нации о другой, свидетельствующих о ее превосходстве. (Да.)

6. Крупные общественные страты именуют еще классами. (Да.)

7. Племя — исторически не первая ступенька формирования этноса. (Нет.)

8. Повод к конфликту – любое событие, если оно послужило последней каплей, переполнившей чашу терпения. (Да.)

9. Основу стратификации современного общества составляют сословия. (Нет.)

10. В старые времена нищий, постучавшийся в дом богача, считался посланцем Бога, если не самим Христом в изгнании. (Да.)

IV. Итог урока

Учитель спрашивает у учащихся, какие задания вызвали у них затруднения, и в ходе фронтальной работы определяется правильный ответ.

Затем организуется работа над ошибками. Во время проверки ответов с помощью тех, кто быстро выполнил задания, заполняется аналитическая таблица.

Домашнее задание

Сочинение-размышление.

Существуют различные точки зрения о том, почему некоторые люди имеют отклоняющееся поведение. Наверняка вам попадались такие люди. Используя жизненный опыт, опыт наблюдения или общения с такими людьми, сформулируйте свое объяснение, почему эти люди вели себя так и чем они мотивировали свое поведение.