Урок 38 «Быть счастливым – делать добро» (по сказке-были М. М. Пришвина «Кладовая солнца»)
Цель: завершить работу над сказкой-былью, закрепить понятия элементов сюжета; учить анализировать текст.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
II. Изучение нового материала.
1. Анализ сюжета сказки-были.
– Как называется самое напряженное место в развитии действия художественного произведения? (Кульминация.)
– Какова кульминация в развитии действия «Кладовой солнца»?
Выразительное чтение эпизода спасения Митраши.
– Проследите по тексту, как образ «кладовой солнца» соотносится с образом собаки – друга человека. («Плач (ребенка) не могла выносить Травка», «хозяин любил ее, кормил и берег от волков», «собака сразу поняла человека», «увидела маленького человека и, забыв о зайце, остановилась», «скорее всего, это Антипыч» и др.
Травка – результат созидательной деятельности прошлых поколений на пользу будущих. Люди, по мысли писателя, жили в сотворчестве с природой и тем самым утверждали человечность.)
– Открылся ли перед детьми путь к утверждению человечности? Как называется этот элемент сюжета? (Развязка.)
– Какова развязка «Кладовой солнца»? (Дети спасли от одиночества Травку, избавились от порочных качеств характера – жадности, упрямства, помогали эвакуированным детям, как помогали и им люди после смерти родителей. Это первые победы над собой, над страхом перед жизнью (Серым Помещиком), первые шаги по пути «вековечной суровой борьбы людей за любовь».)
– Что общего имеет развязка «Кладовой солнца» со сказочным концом? (Утверждается возможность победы над злыми силами.)
– Сюжет какого вида сказки использован в произведении Пришвина? Сопоставьте элементы: зачин – экспозиция, мотив «запрета», переход границы в «чужой мир» (нарушение запрета), испытание, возвращение домой, концовка. (Сюжет волшебной сказки.)
– Какую роль играют элементы сказочного сюжета в повествовании об обычных детях и реальных событиях? (Авторская мысль в том, что мир полон чудес, которые надо научиться видеть. Борьба добра и зла вечна. Она нашла отражение и в сказках.)
3. Рассматривание иллюстраций Е. Рачева в хрестоматии к повести «Кладовая солнца».
– Какие эпизоды изображены художником?
– Такими ли вы представляли героев повести?
– Озаглавьте иллюстрации словами из текста.
III. Подведение итогов урока.
Домашнее задание: создайте иллюстрации (можно устные) к отдельным эпизодам текста.
Индивидуальные задания: подготовьте инсценировки по эпизодам:
а) «Ссора Насти и Митраши»;
б) «Спасение Митраши».