Урок 38 «БЫТЬ СЧАСТЛИВЫМ – ДЕЛАТЬ ДОБРО» (по сказке-были М. М. Пришвина «Кладовая солнца»)

0
1905
информация

Урок 38 «Быть счастливым – делать добро» (по сказке-были М. М. Пришвина «Кладовая солнца»)

Цель: завершить работу над сказкой-былью, закрепить понятия элементов сюжета; учить анализировать текст.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

II. Изучение нового материала.

1. Анализ сюжета сказки-были.

– Как называется самое напряженное место в развитии действия художественного произведения? (Кульминация.)

– Какова кульминация в развитии действия «Кладовой солнца»?

Выразительное чтение эпизода спасения Митраши.

– Проследите по тексту, как образ «кладовой солнца» соотносится с образом собаки – друга человека. («Плач (ребенка) не могла выносить Травка», «хозяин любил ее, кормил и берег от волков», «собака сразу поняла человека», «увидела маленького человека и, забыв о зайце, остановилась», «скорее всего, это Антипыч» и др.

Травка – результат созидательной деятельности прошлых поколений на пользу будущих. Люди, по мысли писателя, жили в сотворчестве с природой и тем самым утверждали человечность.)

– Открылся ли перед детьми путь к утверждению человечности? Как называется этот элемент сюжета? (Развязка.)

– Какова развязка «Кладовой солнца»? (Дети спасли от одиночества Травку, избавились от порочных качеств характера – жадности, упрямства, помогали эвакуированным детям, как помогали и им люди после смерти родителей. Это первые победы над собой, над страхом перед жизнью (Серым Помещиком), первые шаги по пути «вековечной суровой борьбы людей за любовь».)

– Что общего имеет развязка «Кладовой солнца» со сказочным концом? (Утверждается возможность победы над злыми силами.)

– Сюжет какого вида сказки использован в произведении Пришвина? Сопоставьте элементы: зачин – экспозиция, мотив «запрета», переход границы в «чужой мир» (нарушение запрета), испытание, возвращение домой, концовка. (Сюжет волшебной сказки.)

– Какую роль играют элементы сказочного сюжета в повествовании об обычных детях и реальных событиях? (Авторская мысль в том, что мир полон чудес, которые надо научиться видеть. Борьба добра и зла вечна. Она нашла отражение и в сказках.)

3. Рассматривание иллюстраций Е. Рачева в хрестоматии к повести «Кладовая солнца».

– Какие эпизоды изображены художником?

– Такими ли вы представляли героев повести?

– Озаглавьте иллюстрации словами из текста.

III. Подведение итогов урока.

Домашнее задание: создайте иллюстрации (можно устные) к отдельным эпизодам текста.

Индивидуальные задания: подготовьте инсценировки по эпизодам:

а) «Ссора Насти и Митраши»;

б) «Спасение Митраши».

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь