Цели: объяснить, что корни в однокоренных словах пишутся одинаково; развивать умение распознавать однокоренные (родственные) слова.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
– Какие пропущенные буквы вы вставили? Назовите проверочные слова.
– Прочитайте однокоренные слова. Докажите.
– Что такое корень слова?
– Какие слова называются родственными или однокоренными?
III. Минутка чистописания.
На доске записаны слова:
ветка веточка ветвистый.
с с ?
– Какую букву будем писать сегодня на минутке чистописания? Обоснуйте свой ответ. (Слово ветка – существительное, поэтому внизу написана буква с. Слово веточка – тоже существительное, отсюда вновь буква с. Слово ветвистый – прилагательное, значит, на минутке чистописания будем писать букву п.)
Ппе Пппее Ппппеее …
– Определите порядок написания букв в цепочках и продолжите строчку до конца. (Большая и маленькая буквы п сочетаются с буквой е, которая является орфограммой в слове ветвистый. Количество строчных букв каждый раз увеличивается на одну.)
IV. Словарная работа (с сигнальными карточками).
Учитель называет слово, а дети поднимают карточку с безударной гласной, не проверяемой ударением.
Слова: лагерь, дежурный, машина, рабочий, урожай, пальто, малина, корова, собака, месяц, горох, хороший.
V. Ознакомление с написанием корня в однокоренных
словах.
1. Работа над упражнением 126.
2. Знакомство с правилом на с. 59.
– Я буду называть однокоренные слова к словам лес и сад. Если прозвучит слово с корнем лес, вы садитесь, если услышите слово с корнем сад, встаёте!
Учитель называет слова: лесок, сад, лес, лесной, садовый, лесник, лесочек, садик, залесье, садочек, посадка, лесовик, перелесок.
3. На доске записаны слова:
море – моряк |
час – часовая |
зима – зимовать |
гнездо – гнёздышко |
сон – сонливый |
мороз – заморозки |
соль – солонка |
цвет – цветной |
– Прочитайте слова, постарайтесь их запомнить. Ориентируясь на первое слово, запишите каждую пару по памяти. Выделите в словах корень.
– Как пишется корень в однокоренных словах?
4. Работа над упражнениями 127, 128.
VI. Итог урока.
– Что вы узнали о правописании корня в однокоренных словах? Приведите примеры.
Домашнее задание. Упражнение 129.