Урок 32/1. Физические явления

0
730
информатика

Цель: сформировать у учащихся представление о физических явлениях и способах

очистки веществ, познакомить учащихся с методами очистки питьевой воды,

перегонки нефти.

Оборудование: фильтровальная бумага, вода спирт, делительная воронка смесь

растительного масла и воды. смесь песка с водой.

Ход урока

I. Актуализация знаний учащихся.

Какие два вида явлений вы знаете?

какие явления называются химическими?

Приведите примеры химических явлений.

Какие явления называются физическими?

Приведите примеры физических явлений.

II. Изучение нового материала.

Многие способы получения чистых химических веществ, по сути, физические явления. К ним относятся: перегонка. кристаллизация, фильтрование, возгонка и др. Например, на различии температур кипения веществ основан способ дистилляции. или перегонки. Этим способом получают дистиллированную воду.

Ей не хватало ивы, тала

И горечи цветущих лоз.

Ей водорослей не хватало

И рыбы, жирной от стрекоз,

Ей не хватало быть волнистой,

Ей не хватало течь везде,

Ей жизни не хватало чистой,

Дистиллированной воде!

Совершая круговорот, вода участвует во многих химических и физических процессах живой и неживой природы. При этом она может подвергаться загрязнению. Как же получается чистая вода?

(На доске схема очистки питьевой воды: механическая очистка > биохимическая очистка > осветление > обеззараживание > стабилизация > умягчение.)

Техническую воду можно дополнительно опреснять, обессоливать, дегазировать.

Во всем мире остро стоит проблема пресной воды. Один из путей ее получения – опреснение соленой морской воды. Разрешить проблему получения пресной воды из морской мечтал еще древнегреческий философ Аристотель. В настоящее время в мир построено очень много опреснительных станций.

Чистую воду получают:

1. Путем перегонки (дистилляции).

(Демонстрация перегонного аппарата.)

2. На водоочистительных станциях. (Объясняется схема.)

3. С помощью новых полимеров – ионитов, способных опреснять морскую воду. Иониты, опресняя воду, избавляют котлы от накипи и тем самым экономят топливо.

4. Некоторые виды черепах и морских птиц имеют специальные железы для опреснения морской воды.

Далее учитель рассказывает о перегонке нефти и других способах разделения смеси (кристаллизации, выпаривании. фильтровании. возгонке. отстаивании), демонстрирует работу делительной воронки.

III. Закрепление.

а) Выполнения упражнений («Рабочая тетрадь», стр.86 – 87, упр.1, 2, 3, 4).

б) Выполнение лабораторного опыта «Сравнение скорости испарения воды

и спирта по исчезновению их капель на фильтровальной бумаге».

Цель: сравнить скорость испарения воды и спирта по исчезновению их капель на

фильтровальной бумаге.

Ход работы.

1. С помощью пипетки нанесите на лист фильтровальной бумаги рядом две капли – воды и спирта. Какое явление вы наблюдаете?

2. Понаблюдайте и сделайте вывод. с одинаковой ли скоростью происходит процесс испарения воды и спирта?

IV. Подведение итогов урока.

V. Домашнее задание: §25; стр.93 – 94, упр.1 – 6.