Цели: помочь учащимся понять, как безмерно горе главного героя и как велико чувство радости только при мысли о возможности совершить самостоятельный поступок; выяснить, в чем превосходство Герасима над такими же крепостными, как и он; рассмотреть, является ли самостоятельный поступок крепостного шагом к избавлению от насилия; учить монологической речи.
Ход урока
I. Краткий пересказ текста по плану (продолжение – см. предыдущий урок):
6. Муму в покоях хозяйки.
7. Ненависть и враждебность (барыни) «причудливой старухи».
8. Исчезновение Муму.
9. Попытка Герасима спрятать Муму.
10. Усердие дворни в уничтожении Муму.
11. Атака каморки Герасима.
12. Решение Герасима умертвить Муму.
13. Часы прощания с Муму. Гибель собаки.
14. Дорога домой.
15. Вновь в родных местах.
II. Беседа о прочитанном с элементами выборочного чтения.
Вопросы:
– Чем можно объяснить желание барыни пообщаться с Муму у себя в покоях? (Скука. Очередной каприз. Даже собака, видимо, по мнению барыни, должна подчиняться «причудливой старухе».)
– Можно ли утверждать, что неумение общаться с животным, естественная реакция собаки на незнакомых людей вызвали у капризной дамы ненависть и враждебность к Муму? В чем это выразилось?
– Что произошло с Муму после того, как она побывала в «гостях» у барыни? (Дворецкий шепотом отдал «неизвестный» приказ Степану. После чего Степан продал Муму в Охотном ряду.)
– Почему Герасим испытывает сильное беспокойство с момента исчезновения собаки? Что не учел герой, пряча свою любимицу?
– Почему, говоря о Герасиме, писатель называет его «великаном», а всю челядь – «людишками»?
Чтение от слов «…вдруг дверь каморки распахнулась – вся челядь тотчас кубарем скатилась с лестницы» до слов «… он казался каким-то великаном перед ними».
– Почему Тургенев подчеркивает положение героев: челядь – внизу, Герасим – наверху? (Этот прием не случаен. Духовно и нравственно Герасим выше всех этих «мелких людишек», боящихся его. Желая жить спокойно, чтобы ничто не вызывало даже малейшего раздражения хозяйки и не отражалось на дворовых, челядь сама приговорила Муму к смерти.)
– Чем отличается Герасим от дворовых людей? (Слово Герасима – кремень. Это знают все «людишки». Обещания не расходятся с делами. В этом еще одно достоинство «великана».)
– Что больше всего в этой истории неприятно волнует барыню, возможно, заставляет ее страдать нравственно? (Барыня недоумевает: почему собачка так дружна с глухонемым работником и посмела оскалиться на саму хозяйку? Дожив до преклонных лет, старуха не осознавала, что только лаской, любовью, заботой, вниманием можно заслужить любовь и уважение животного, но никак не приказом. А когда вдруг к ней приходит понимание этого, появляется и чувство неприязни, обиженности на всех окружающих.)
– Почему Герасим, увозя навсегда Муму, надевает праздничный сюртук, вычесывает Муму, кормит ее мясными щами?
– Прав ли писатель, называя Герасима самым замечательным человеком среди дворни?
– В какой момент Герасим принимает решение возвратиться к себе в деревню? (До или после гибели Муму?) (Уход из жизни любимого существа послужил толчком к решительным, самостоятельным действиям героя.)
– Что изменилось в поведении и характере Герасима за три года жизни в Москве? (В финале повести перед читателями предстает духовно свободный человек. Немой Герасим – символ «немого» русского крестьянства. Поэтому его самостоятельный и решительный поступок (уход в родные места) можно считать своеобразным протестом против крепостничества.)
– Можно ли сказать, что автор радуется за своего героя?
Чтение от слов «…Герасим не мог их слышать…» до слов «…видел в небе несчетные звезды…»
И. С. Тургеневу удалось показать в повести тяжесть крепостного гнета, беспомощность подневольных людей, их лакейство, а также (на примере Герасима) другой тип людей, желающих жить самостоятельно, не умеющих «пресмыкаться».
III. Работа в группах. (Обобщение по теме.)
Весь класс делится на группы. Каждая группа получает карточку. На карточке столько вопросов, сколько ребят в группе. Отвечает каждый.
Задание: кратко ответить на поставленные вопросы, тем самым выстраивая логическую цепь ответов, составить мини-рассказ.
Карточка № 1
◊ Расскажите: о детстве И. С. Тургенева; о самовластии Варвары Петровны; о прототипе дворника Герасима.
Карточка № 2
◊ Какими чертами характера наделил автор своего героя?
◊ Как писатель характеризует отношения Герасима с дворовыми людьми?
Карточка № 3
◊ Расскажите: об истории с Татьяной; Герасим и дворня; Герасим и барыня.
Карточка № 4
◊ История с Муму. Почему в повести эпизод находки Муму следует сразу же за эпизодом прощания с Татьяной?
Карточка № 5
◊ Дайте характеристику Герасиму.
◊ Можно ли считать его поступок протестом против гнета крепостничества?
Карточка № 6
◊ Почему И. С. Тургенев назвал рассказ не «Герасим», а «Муму»?
◊ Чему вас научил этот рассказ?
◊ Как сегодня можно бороться с самим собой, чтобы не стать лакеем?
Домашнее задание: подумать, какой можно дать отзыв об этом произведении.