Урок 31 КУЛЬТУРА. НАУКА. ИСКУССТВО

0
784

Эпиграф к уроку:

Культура – это накопленный опыт чело­вечества в упорядоченной форме.

А. Ахлезер

Тип урока: изучение нового материала.

Цель: показать взаимосвязь духовной и материальной куль­туры, роль науки и искусства.

Учащиеся должны знать, что:

1) главное в культуре – человек;

2) материальная и духовная культура прочно взаимосвязаны;

3) цель науки – получение знаний о реальном мире;

4) искусство раскрывает ценности человека и человечества, формирует чувства прекрасного, доброты, достоинства личности.

Учащиеся должны понимать, что такое:

1) культура;

2) материальная культура;

3) духовная культура;

4) наука;

5) искусство;

6) художественный образ.

Учащиеся должны уметь:

1) определять общее и различное в материальной и духовной культуре;

2) раскрывать сущность научного познания;

3) объяснять основные понятия;

4) показывать связь искусства с общественной обстановкой.

I. Изучение нового материала.

ПЛАН

1. Сокровищница достижений человека и человечества.

2. Находить истину.

3. Художественное творчество.

1. Работа со схемами.

– Рассмотрите схемы. Зарисуйте их в тетрадях.

2. Слово учителя.

Функции культуры:

1) познавательная – целостное представление о народе, стра­не, эпохе;

2) оценочная – отбор ценностей, обогащение традиций;

3) регулятивная или нормативная – система норм и требова­ний общества ко всем его членам во всех областях жизни и дея­тельности;

4) информативная – передача и обмен знаниями, ценностями, и опытом предшествующих поколений;

5) коммуникативная – способность сохранять, передавать и тиражировать культурные ценности; развитие и совершенствование;

6) социализации – усвоение индивидом системы знаний, норм, ценностей, приучение к социальным ролям, нормативному поведе­нию, стремление к самосовершенствованию.

– Что такое материальная и духовная культура? Что они в себя включают?

Наука – систематизированное познание действительности, вос­производящее ее существенные и закономерные стороны; деятель­ность, направленная на получение объективных знаний о мире; способ освоения бытия, имеющий своей целью рациональную ре­конструкцию мира на основе постижения его существенных зако­номерностей.

– Рассмотрите схему 5 и расскажите о функциях науки.

Задание 1. Прочитайте текст и ответьте на вопросы: ка­кую характеристику дает автор науке? Почему он считает, что нау­ка и научность не одно и то же. Согласны ли вы с таким мнением?

НАУКА И НАУЧНОСТЬ НЕ ОДНО И ТО ЖЕ

Никто серьезно не сомневается в ценности науки. Наука – неоспори­мый факт, нужный человеку. Но в ценности и нужности научности можно сомневаться. Наука и научность – совсем разные вещи. Научность есть перенесение критериев науки на другие области духовной жизни, чуждые науке. Научность покоится на вере в то, что наука есть верховный крите­рий всей жизни духа, что установленному ей распорядку все должно по­коряться, что ее запреты и разрешения имеют решающее значение повсе­местно. Научность предполагает существование единого метода. Никто не станет возражать против требования научности в науке.

Но научность не есть наука и добыта она не из науки. Никакая наука не дает директив научности для чуждых ей сфер. Астрономия, физика, геология или физиология нимало не заинтересованы в научности филосо­фии, в научном распорядке культуры. Научность (не наука) есть рабство духа у низших сфер бытия, неустанное и повсеместное сознание власти необходимости, зависимости от мировой тяжести. Научность есть лишь одно из выражений утери свободы творческого духа. В этом смысле на­учность глубоко симптоматична. Германский критицизм мечтает дисцип­линировать дух научностью, мечтает спасти дух от хаоса. Это коренная германская идея, что все должно быть оправдано научным гносеологиче­ским сознанием. Но на все распространенная дисциплина научности есть выражение рабства духа и дробления духа. Германские философы и брак хотели бы сделать наукообразным и методически оправданным. В этом сказывается безбрежный германский рационализм. Наука есть специфи­ческая реакция человеческого духа на мир, и из анализа природы науки и научного отношения к миру должно стать ясно, что навязывание научно­сти другим отношениям человека к миру есть рабская зависимость духа.

По специфической своей сущности наука есть реакция самосохране­ния человека, потерянного в темном лесу мировой жизни. Чтобы жить и развиваться, должен человек познавательно ориентироваться в мировой


данности, со всех сторон на него наступающей. Для этой охраняющей его ориентировки человек должен привести себя в соответствие с мировой данностью, с окружающей его мировой необходимостью. Наука и есть усовершенствованное приспособление к данному миру, к навязанной не­обходимости. Наука есть познание необходимости через приспособление к мировой данности и познание из необходимости. (Н.Бердяев.)

Задание 2. Ответьте на в о п р о с ы :

– Почему наука не может быть отделена от жизни? Какие изме­нения произошли в этике науки? Несет ли ответственность ученый за свои открытия, их применение?

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ УЧЕНОГО

Нет науки, которая полностью была бы отделена от жизни. Даже самому бесстрастному ученому не чуждо человеческое: он хочет быть правым, жела­ет убедиться, что интуиция не обманывает его, надеется добиться известнос­ти и успеха. Эти надежды стимулируют его, так же как и жажда знания.

Сегодня вера в возможность четкого отделения объективного знания от процесса его поисков разрушена самой наукой. В реальной науке и ее этике произошли изменения, которые делают невозможным сохранение старого идеала служению знанию ради него самого, идеала, в который верило мое поколение. Мы были убеждены, что он никогда не может обернуться злом, поскольку поиск истины есть добро само по себе. Это был прекрасный сон, от которого нас пробудили мировые события. Даже тот, кто погрузился в эту спячку глубже, чем другие, очнулся в августе 1945 года от взрывов пер­вых атомных бомб, сброшенных на японские города. С тех пор мы поняли, что результаты нашей работы полностью связывают нас с жизнью людей, с экономикой и политикой, с борьбой за господство между государствами и что поэтому на нас лежит огромная ответственность. (М. Борн.)

Задание 3. Рассмотрите схему 6 и расскажите о видах ис­кусства.

Искусством называют специфическую форму общественного сознания и человеческой деятельности, которая представляет собой отражение окружающей действительности в художественных образах.

III. Закрепление.

Вопросы:

1. Что такое культура?

2. Какими путями человек приобщается к культуре?

3. Почему понимание прошлого помогает понять и оценить на­стоящее?

4. Можно ли утверждать, что культура – это духовная деятель­ность, духовное производство и духовное потребление? Ответ обоснуйте.

5. Что такое массовая культура? В чем проявляется негативное воздействие на человека массовой культуры?

Домашнее задание: § 26; задание на с. 159-160.