Урок № 3 Основа слова и окончание.

0
817
хакер

Цель: 1. формирование знаний об основе слова и окончании, как о минимальной значимой части слова, которая служит для образования форм слова

2. Развитие коммуникативной компететности

3. воспитание патриотизма

Ход урока.

Оргмомент

Этап проверки домашнего задания.

Примечание. учебник Русский язык: учебник для 11 классов естественно-математического направления общеобразовательных школ с казахским языком обучения. Второе издание, переработанное, дополненное. – Алматы: Мектеп, 2011. – 344 с. упражнение 18 страница 12. списать слова:

А) с суффиксами

Б) с приставками

В) с приставками и суффиксами

Слова разобрать по составу

3. Этап проверки знаний.

1.


Словообразование – это

A) Раздел науки о языке, который изучает строение слова и способы их образования.

B) Раздел науки о языке, в котором изучаются звуки языка.

C) Совокупность особых законов, с помощью которых устная речь передается на письме.

D) Раздел науки о языке, изучающий словарный состав языка.

E) Раздел науки о языке, изучающий устойчивые сочетания слов.

2. В основу входят

A) Приставка, корень, окончание.

B) Приставка, суффикс, окончание.

C) Приставка, корень, суффикс.

D) Корень, суффикс, окончание.

E) Корень, окончание.

3. Корень – это

A) Изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов.

B) Значимая часть слова, которая находится после корня и служит для образования слов.

C) Значимая часть слова, которая служит для образования слов.

D) Главная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов.

E) Часть изменяемого слова без окончания.

4. Суффикс – это

A) Изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов.

B) Значимая часть слова, которая находится после корня и служит для образования слов.

C) Значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования слов.

D) Главная значимая часть слова, в которой заключено общеелексическое значение всех однокоренных слов.

E) Часть слова без окончания.

5. Приставка – это

A) Изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов.

B) Значимая часть слова, которая находится после корня и служит для образования слов.

C) Значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования слов.

D) Главная значимая часть слова, в которой заключено общеелексическое значение всех однокоренных слов.

E) Часть слова без окончания.

6. Укажите слово, образованное по модели: приставка-корень-суффикс-окончание

A) Молчать.

B) Образованный.

C) Исполин.

D) Усмехнуться.

E) Придумаю.

7. Сделайте разбор слов:

Довоенный

Рассказчик

Учительница

Водитель


4. Этап подготовки к активному усвоению знаний

Выпиши однокоренные слова. Выделите корень.

Дворов, дворовый, дворами, придворный, дворец, двору, дворняга, дворы, дворник, задворки, двором.

Какие слова остались?

Почему мы не можем назвать их однокоренными?

Это формы слова двор. Для образования новых форм слов служат окончания

5. Этап объяснения новой темы

Чтение параграфа на странице 14.

Конспект в тетрадь для правил

Этап закрепления новой темы

Работа у доски. Упражнение 23 на странице 14.

Спишите слова. Определите изменяемые они или неизменяемые. Выделите основу и окончание.

Работа с текстом

  • Чтение текста из упражнения 24 «Страницы истории» по цепочке

  • Прочитайте новые слова под текстом. Объясните их значение. Запишите их. Сделайте их разбор

  • Составьте одно предложение с любым из этих слов.

  • Составьте вопросы по содержанию текста

  • Задайте эти вопросы друг другу

  • Выпишите из текста слова: переехала, руководителей, классовой, продвижения, пострадала, послужила

  • Найдите и выпишите десять слов, состоящих из непроизводных основ

  • Выпишите выделенные слова. Объясните их правописание. Составьте с ними словосочетания.

Этап рефлексии

Этап оценивания

Этап информированности о домашнем задании

Теория – правило выучить. Практика – упражнение 25 на странице 16. спишите, вставляя вместо точек, где нужно, окончания. Выделите в каждом слове окончания