Урок 27 Тема: «МОЗАИКА». ЦВЕТ КАК СРЕДСТВО ВЫРАЖЕНИЯ: «ТИХИЕ» (ГЛУХИЕ) И «ЗВОНКИЕ» ЦВЕТА («ВЕСЕННЯЯ ЗЕМЛЯ»)

0
884

Вид занятий: рисование по памяти и впечатлению.

Цели и задачи: знакомство с новыми выразительными воз­можностями цвета, цветоведением; развитие чувства композиции; умения определять оттенки одного цвета, «холодные» и «теплые» цвета; формирование графических навыков в живописи, художест­венного вкуса; развитие наблюдательности и внимания; зрительных представлений и впечатлений от натуры, зрительной памяти; воображения, творческой фантазии, глазомера; воспитание эстети­ческого отношения к действительности и искусству, трудолюбия, усидчивости, чувства товарищества и взаимопомощи.

Оборудование урока: гуашь, крупные и мелкие кисти, альбом, бумага, палитра.

Зрительный ряд: слайды весенней земли, грозового неба, тумана; близкие по выполнению в цвете репродукции живописных произведений; авторские работы школьников, студентов, художни­ков; методические пособия по цветоведению.

Литературный ряд: рассказы М. Пришвина, стихотворе­ние С. Есенина «Черемуха».

Музыкальный ряд:Э. Григ «Утро» (фрагмент из сюиты «Пер Гюнт»), А. Глазунов фантазии «Лес», «Море», А. Вивальди цикл «Времена года».

Ход урока

I. Организация класса.

Проверка отсутствующих, готовности к уроку.

II. Беседа по теме урока.

Показ и анализ слайдов, репродукций, методических пособий. При показе слайдов, передающих красоту весенней земли, под­черкнуть ее дымчатость, нежные и тонкие цветовые соотношения. Весной в природе мало открытого цвета. Некоторые слайды можно показать не в фокусе (нечетко), тогда ребята яснее, обобщеннее увидят цвет весны. Нужно учить детей видеть и наслаждаться цве­товым богатством природы. Цвет, смешанный с белой, черной, се­рой красками, становится приглушенным, «тихим».

– Какие же выразительные свойства у такого цвета, какие чув­ства он у вас вызывает?

«Звонкий» цвет получается от смешения красной, синей и дру­гих красок. К «звонкому» цвету прибавили черную краску – и цвет стал мрачным, опасным, как грозовые тучи; соединим «звонкий» с белой краской – он станет нежным, ласковым или грустным.

Так дети знакомятся с новым понятием – цвет «звонкий» и «ти­хий» (глухой), с новыми выразительными возможностями цвета как художественного средства в руках художника. Цвет «тихий» может быть нежным или мрачным, ласковым или грустным.

III. Работа над заданием.

Дети изображают весеннюю землю (индивидуально по памяти и впечатлению).

Работу провести или по выбору, или по вариантам: создаем либо «теплое царство» (используем «теплые» цвета + белый, чер­ный), либо «холодное царство» («холодные» цвета + белый, чер­ный). Добиваемся колористического богатства внутри одной цвето­вой гаммы. Для упрощения оформляем работу следующим образом:

1) отступив со всех четы­рех сторон листа по 1,5-2 см, рисуем (по линейке) рамку внутри листа;

2) затем произвольными линиями «дробим» внутрен­ний прямоугольник на участ­ки – кусочки. «Кусочки» не слишком большие и не очень маленькие, S = 1-4 см2;

3) затем раскрашиваем, но (!) используем каждый оттенок не менее 3-4 раз. Вначале несколько «звонких» пятен, затем «глухие» (их гораздо больше). Заполняем весь прямоугольник без пробелов.

IV. Итоги урока.

Анализ выполненных работ. Учитель отмечает красиво най­денные сочетания «теплого» и «холодного» цветов. Подведение итогов урока. Уборка рабочих мест.

Домашнее задание: посмотреть, что и когда в природе ок­рашено в «звонкие и «тихие» цвета; когда в природе больше «холод­ных» и «теплых» цветов, когда – «звонких» и «глухих». Вспомнить, найти репродукции пейзажей, где преобладали бы нежные или мрачные цвета.