Тип урока: комбинированный.
Цель: сформировать представление учащихся о производстве как основе экономики и месте человека в мире экономических отношений.
Учащиеся должны знать, что:
1) ресурсы – это вспомогательные средства;
2) природные ресурсы ограничены;
3) экономическая деятельность позволяет превращать ресурсы в экономические блага;
4) факторы производства – это основные группы ресурсов, используемых в процессе производства;
5) основными вопросами экономики являются что, как, для кого производить;
6) товар – это продукт произведенный для обмена;
7) конкуренция побуждает производителей совершенствовать свои товары;
8) спрос находится в обратной зависимости от цены;
9) предложение находится в прямой зависимости от цены.
Учащиеся должны понимать, что такое:
1) экономическая система;
2) рыночная экономика;
3) рынок;
4) факторы производства;
5) конкуренция;
6) спрос;
7) предложение;
8) экономические блага;
9) ресурсы;
10) равновесная цена;
11) деньги;
12) «невидимая рука» рынка.
Учащиеся должны уметь:
1) объяснять смысл основных понятий;
2) показывать характерные черты рыночной экономики;
3) определять, что помогает производителю рационально решать основные вопросы экономики.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания
Опрос.
1. Заполните пропуск в схеме: собственность = владение +
(Ответ: пользование, распоряжение.)
2. В какие виды общественных отношений вступает человек:
а) продавая дом;
б) участвуя в предвыборном митинге;
в) посещая службу в церкви.
(Ответ: а — экономические; б – политические; в — духовные.)
3. Замените одно слово, чтобы утверждение стало верным.
В процессе производства, обмена, распределения, потребления материальных благ люди вступают в политические отношения друг с другом.
(Ответ: экономические.)
4. Выберите правильные утверждения:
а) труд создает все необходимое для жизни людей;
б) на протяжении всей истории общество рассматривало труд как величайшее благо;
в) труд связан с природой и воздействует- прямо или косвенно – на природные объекты;
г) появление автоматической техники освобождает человека от необходимости трудиться;
д) внедрение в производство машин позволяет заменить на многих операциях руку человека.
5. Вычеркните лишнее:
а) орудие труда, рабочая сила, рабочий класс,
б) владение, пользование, производство.
6. Заполните пропуски в схеме:
«Три кита» производства
(Ответ: рабочая сила, предмет труда, средства труда.)
II. Изучение нового материала.
ПЛАН
1. Потребности и ресурсы: проблема выбора.
2. Факторы производства.
3. Главные вопросы экономики.
4. «Невидимая рука» рынка.
– Почему мы не всегда можем купить то, что хотим? (Потребление диктуется потребностями.)
1.Объяснение учителя с элементами беседы.
Потребность – это объективная, определяемая социальными, экономическими, биологическими, технологическими условиями необходимость в потреблении определенного количества экономического продукта данного вида с заданными свойствами, требуемым качеством.
– Приведите примеры потребностей человека.
Большинство потребностей относится к категории насыщаемых.
Но есть и ненасыщаемые потребности.
– Приведите примеры насыщаемых и ненасыщаемых потребностей.
– Как вы понимаете термин «самовозрастание» потребностей. От чего зависит возрастание потребностей человека?
Но у человека есть и вредные потребности.
Научный подход к регулированию, рационализации потребления состоит в выработке, обосновании и применении норм потребления.
Норма потребления – научно обоснованный, целесообразный, вытекающий из объективных условий и соотношений уровень потребления материальных благ, услуг, информации, духовных ценностей.
Рабочая сила, основные средства, фонды (производственные здания и сооружения, машины, технологическое оборудование, инструмент), природные источники (земельные, водные, сырьевые) образуют факторы производства.
Производственные факторы, рассматриваемые с точки зрения их источников, накопления и расходования называют производственными ресурсами.
2. Практическая работа по теме.
Задание 1. Перечислите факторы производства применительно к конкретному производственному процессу, например производству обуви, столов, лопат, бензина, хлеба. Какие производственные ресурсы необходимы?
Задание 2. Разбейтесь на 3 группы и объясните:
1- я группа – первый вопрос экономики – что надо производить? (Это могут быть схемы, стихи, рекламные ролики.)
2- я г р у п п а – второй вопрос экономики – как производить?
3- я группа – третий вопрос экономики – для кого производить?
Рассмотрите типы экономически систем:
а) традиционная;
б) централизованная;
в) рыночная.
Объясните, какой тип наиболее полно решал вопросы экономики и почему?
Задание 3. Заполните схему 2 «Характерные черты рынка».
– Рассмотрев содержание понятий «спрос» и «предложение», докажите, что эти две категории влияют на ситуацию на рынке.
– Как вы понимаете выражение «невидимая рука» рынка направляет желания отдельных производителей на общее благо»?
III. Закрепление.
Для закрепления выполняются задания со с. 113.
Домашнее задание: § 19; ответить на вопросы для самопроверки.