Урок 23. Хозяйство России. Структура хозяйства (экономики)

0
665
общество

Раздел 4. ХОЗЯЙСТВО РОССИИ

Цели: Познакомить с содержанием понятий «хозяйство», «отрасль», «сфера», «географическое разделение труда», «межотраслевой комплекс». Сформулировать представление об особенностях структуры хозяйства России. Формировать умения работать со статистическими материалами, развивать умение работать с учебника­ми, составлять логические схемы.

Оборудование: Контурная карта, текст учебника.

Ход урока

Организационный момент

Изучение нового материала

Мы приступаем к изучению хозяйства (экономики) России. Что же такое хо­зяйство России?

Запись в тетрадь

Хозяйство – это совокупность предприятий и учреждений, удовлетворяющих своей работой потребности населения.

Это взаимосвязь людей (рабочей силы) и средств производства, состоящих из средств труда (то, чем или с помощью чего работает человек) и предметов труда (то, что он обрабатывает). (По уч. А.)

Главной задачей хозяйства (экономики) является обеспечение населения про­дуктами питания, одеждой, обувью, другими материальными благами и услугами.

Общество любой страны должно решить 3 проблемы:

а) что производить (пушки или масло);

б) как производить (какие технологии и ресурсы использовать);

в) для кого они будут предназначены (какой части населения необходимы и как географически распределены по стране).

Хозяйство состоит из отраслей. А что такое отрасль?

Запись в тетрадь

Отрасль – это совокупность предприятий, производящих однородную продук­цию, или учреждений, оказывающих однородные услуги. Совокупность отраслей составляет экономику страны. Например: все автомобильные заводы страны обра­зуют отрасль – автомобилестроение; а все медицинские учреждения (больницы, поликлиники и др.) образуют другую отрасль – медицину (или здравоохранение).

Хозяйство часто делят на две сферы: производственную (материальную) и не­производственную (нематериальную). Производственная сфера состоит из отраслей, производящих материальные блага (машины, мебель, продукты питания и др.). Не­

Определите структуру экономики России в 1999 году (по рис. 25, с. 74, уч. Д.).

Хозяйство можно представить в виде следующей схемы, которую учитель чертит на доске, а учащиеся в тетради.

производственная сфера оказывает услуги (образовательные – образование, меди­цинские – медицина, услуги связи и пр.).

Какие отрасли являются ведущими в производственной сфере? (Промышлен­ность, торговля и общественное питание, сельское хозяйство.)

Какие отрасли являются ведущими в непроизводственной сфере? (Народное образование, культура и искусство; здравоохранение; управление, финансы и кредит.)

Определите, какие отрасли являются ведущими в стране (по табл. 7, с. 115, уч. А.). Почему эти отрасли являются ведущими? (Ведущей отраслью являются про­мышленность и строительство. В этих отраслях занято 30% населения. На втором месте стоят отрасли непроизводственной сферы – здравоохранение, образование, наука, культура, спорт – 20%. Структура хозяйства меняюсь в течение второй половины 20 века. Так, доля занятых в промышленности рос­ла с 1940 г. по 1980 г., за счет уменьшения занятых в сельском хозяйстве, т. к. в России шел процесс индустриализации хозяйства. Увеличилась доля за­нятых в отраслях непроизводственной сферы с 7% в 1940 г. до 20% в 1999 г. Главная причина (фактор) этих изменений – технический прогресс и связан­ные с ним изменения эффективности работы различных отраслей.)

Хозяйство делится и на межотраслевые комплексы – МОК. Это группы взаи­мосвязанных отраслей, частично перекрывающих друг друга: машиностроительный, агропромышленный, транспортный, военно-промышленный, химико-лесной и др.

Хозяйство также делят и на 3 сектора:

Первичный сектор (уч. А., с. 105.).

Первичный сектор экономики составляют охота и рыболовство, сельское хозяй­ство, лесное хозяйство (охрана и восстановление лесов), лесозаготовки, горнодобы­вающая промышленность.

Вторичный сектор (уч. Д., с. 74.).

Вторичный сектор составляют обрабатывающие отрасли и строительство.

Третичный сектор.

Третичный сектор стал преобладающим в развитых странах. Это сфера непроиз­водственная – наука, финансовая сфера, информация, услуги. Науку и управление часто выделяют в четвертичный сектор хозяйства.

В России до сих пор преобладающей отраслью является промышленность, веду­щей сферой – производственная. Россия отстает в развитии экономики технологиче­


ски, у нас преобладает вторичный сектор экономики, т. е. обрабатывающая про­мышленность.

Страны проходят 3 этапа в развитии общества и экономики:

Доиндустриальный (аграрный).

Большая часть трудоспособного населения занята в сельском хозяйстве (Россия в XIX в.).

Индустриальный.

Ведущей отраслью хозяйства является промышленность. (Развитые страны про­шли этот этап в XIX веке и начале XX века. Россия сейчас находится на этом этапе развития.)

Постиндустриальный.

Этап развития, при котором ведущими отраслями являются наука, информатика, связь, сфера услуг. Этот этап у России в будущем.

Задания:

Определите, на каком этапе развития общества и экономики находится ваш ре­гион.

По табл. 4, с. 316 (приложения) уч. А. (уч. Д., с. 60, табл. 18) определите веду­щие отрасли промышленности в вашем регионе.

Какие отрасли имеют рост производства с 1991 по 1999 гг.?

Какие регионы России имеют схожую с вашим регионом структуру хозяйства?

Сравните свой регион со средними данными по России в целом.

Закрепление

В чем особенности структуры экономики России? (Преобладание промышлен­ности в экономике.)

Какие отрасли хозяйства являются ведущими? (Промышленность (добываю­щая), строительство, торговля, здравоохранение, образование и др.)

В чем отличие доиндустриального, индустриального и постиндустриального этапов развития экономики?

Что является переходным этапом от одного этапа развития экономики к друго­му? (Промышленная революция (первая техническая), вторая техническая и НТР, НТР – переход от индустриального этапа к постиндустриальному.)

Какие районы России находятся на доиндустриальном этапе развития? (Кал­мыкия, Тыва, Эвенкийский АО, Чукотка.)

На каком этапе развития экономики находятся Москва и Санкт-Петербург? (Постиндустриальный.)

Назовите секторы хозяйства? (Первичный, вторичный, третичный, часто вы­деляют еще и четвертичный.)

Какое влияние индустриализация хозяйства оказала на занятость работников. (Большая часть работников уехала из сельской местности в город, т. е. пе­решла из сельского хозяйства в промышленность.)

Домашнее задание

По уч. А.: §23 и §26, вопросы на с. 107, для самооценки 1-8.

По уч. Д.: §13, вопросы на с. 75, вопросы 1-4.

Индивидуальное задание: Составить сообщение о Н. Д. Кондратьеве.

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь