Цель: познакомить учащихся с составом, названиями, классификацией и отдельными
представителями оснований.
Оборудование: образцы щелочей и не растворимых в воде оснований NaOH, KOH,
Ca(OH)2, Fe(OH)2, Cu(OH)2; индикаторы: лакмус, метиловый
оранжевый, фенолфталеин; пробирки, штатив для пробирок.
Ход урока
I. Фронтальная работа.
1. Распределите следующие оксиды на 2 группы (оксиды металлов и оксиды неметаллов):
SO2, Na2O, N2O5, BaO, CrO, CuO, P2O5, CaO.
Дайте им названия по международной номенклатуре.
2. Составьте формулы названных в тексте оксидов:
«В земной коре – литосфере – находятся оксид алюминия (глина), оксид кремния (IV) (песок), оксид железа (III) (содержится в красном железняке). Водная оболочка Земли – гидросфера – это оксид водорода. В воздухе есть оксид углерода (IV) (углекислый газ). В результате хозяйственной деятельности человека образуются вещества, загрязняющие атмосферу: оксид углерода (II) (угарный газ), оксид серы (IV) (серный газ), оксид азота (II) и оксид азота (IV)».
II. Изучение нового материала.
Кроме бинарных соединений, существуют сложные вещества, например, основания, которые состоят из трех элементов: металла, кислорода и водорода.
Основания – это сложные вещества, состоящие из ионов металлов и связанных с ними одного или нескольких гидрокисид-ионов.
Na+OH – гидроксид натрия.
Ca+2(OH)2 – гидроксид кальция.
Fe+3(OH)3 – гидроксид железа (III).
Растворимые основания также называют щелочами.
III. Закрепление.
Самостоятельная работа
Цель: отработать умения составлять формулы оснований по названиям, по оксидам,
им соответствующим.
1. Выучите и запишите по памяти определения оснований.
Запишите формулы оснований:
гидроксид натрия;
гидроксид калия;
гидроксид кальция;
гидроксид бария;
гидроксид алюминия;
гидроксид цинка;
гидроксид лития;
гидроксид свинца.
Подчеркните формулы щелочей.
2. Составьте формулы оксидов, соответствующих гидроксидам.
Образец: гидроксид калия – К+1ОН – оксид К+12О
гидроксид натрия – оксид –
гидроксид бария – оксид –
гидроксид железа (III) – оксид –
гидроксид меди (II) – оксид –
гидроксид лития – оксид –
гидроксид магния – оксид –
3. Вопросы:
Как опытным путем определить, в какой из двух пробирок находится раствор щелочи?
Какие вещества называются индикаторами?
Как изменяют растворы щелочей цвет: а) лакмуса; б) фенолфталеина;
в) метилового оранжевого?
Запишите табл.4, стр.70 (учебник) в тетрадь.
4. Обменяйтесь работами, обсудите выполненные задания, исправьте ошибки. Оцените работу друг друга.
IV. Домашнее задание: §19, стр.70, упр.1, 2, 3, 4.