Цель: познакомить учащихся с химической номенклатурой, понятием “бинарные” и
“двухэлементные соединения”? научить учащихся определять степень
окисления атомов химических элементов в соединениях.
Оборудование: таблица “Степень окисления”.
Ход урока
I. Актуализация знаний учащихся.
а) На доске: Сl2, Н2, Na, HCl, MgCl2, H2O, NaCl.
Задание. Определите тип химической связи в данных соединениях.
б) За счет чего образовались последние четыре молекулы?
в) Составьте схему образования данных молекул.
II. Изучение нового материала.
Степень окисления – это условный заряд атомов химического элемента в соединении, вычисленный на основе предположения. что все соединения (ионные и ковалентно-полярные) состоят только из ионов.
Na2+1S-2; Mg3+2N2-3; H3+1N-3; Cl20.
Правила определения степеней окисления:
1. У свободных атомов и у простых веществ степень окисления равна 0:
Na, H2, N2, S, Al, F2.
2. Металлы во всех соединениях имеют положительную степень окисления (ее максимальное значение равно номеру группы):
а) у металлов главной подгруппы I группы +1;
б) у металлов главной подгруппы II группы +2;
в) у алюминия +3.
3. В соединениях кислород имеет степень окисления -2
(исключение O+2F2 и пероксиды: H2O2-1; K2O2-1).
4. В соединениях с неметаллами у водорода степень окисления +1, а с металлами -1.
5. В соединениях сумма степеней окисления всех атомов равна 0.
H+1Cl-1 H2+1S-2 H2+1S+6O4-2
+1 – 1 = 0 (2 · 1) – 2 = 0 (1 · 2) + 6 – (2 · 4) = 0
Далее учитель рассказывает о принципах химической номенклатуры.
III. Закрепление.
Выполнение упражнений (“Рабочая тетрадь”, стр.50, упр.4, 5, 9).
Самостоятельная работа
(групповая)
Цель: выработать умение определять изменение степени окисления.
1. Определите степени окисления элементов в указанных соединениях.
Задание для 1-й группы: сера в соединениях: H2S, H2SO3, S, H2SO4, SO3
Задание для 2-й группы: азот в соединениях: H3N, HNO2, N2, HNO3, N2O5
2. Проверьте ответы друг у друга и оцените проделанную работу.
3. Составьте формулы соединений, образованных атомами:
Задание для 1-й группы: а) серы и водорода; б) хлора и бария.
Задание для 2-й группы: а) водорода и фтора; б) алюминия и йода.
4. Составьте формулы веществ по названию.
Задание для 1-й группы: а) сульфид натрия;
б) оксид алюминия;
в) оксид фосфора (V).
Задание для 2-й группы: а) хлорид железа (II);
б) оксид углерода (IV);
в) оксид серы (VI).
5. Проверьте ответы друг у друга и оцените проделанную работу.
IV. Домашнее задание: §17; стр.64, упр.2, задание 6.