Цели: расширить читательский кругозор учащихся; вызвать интерес к прочитанному.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
1. Несколько учащихся работают у доски, записывают схемы размеров стиха.
2. Выразительное чтение стихотворений наизусть.
3. Письменные ответы учащихся (анализ произведений) учитель собирает на проверку.
II. Работа по теме урока.
1. Вступительное слово учителя.
Сегодня мы поговорим о сказке Антония Погорельского «Черная курица, или Подземные жители». Несколько слов о писателе. Настоящее имя Погорельского – Алексей Алексеевич Перовский. Годы его жизни: 1787– 1836. Он был старше А. С. Пушкина и В. А. Жуковского. Фамилию Погорельский Алексей Алексеевич Перовский взял себе в честь села Погорельцы, где он жил.
Это был один из образованнейших людей России, участвовал в войне 1812 года. Сказку «Черная курица, или Подземные жители» Погорельский написал в 1829 году для своего десятилетнего племянника Алеши, который впоследствии стал замечательным русским поэтом Алексеем Константиновичем Толстым.
Перед нами волшебная сказка. Давайте начнем читать ее вместе.
2. Выразительное чтение сказки учителем с соблюдением сказочного, старинного стиля.
По ходу чтения учитель делает необходимые комментарии.
3. Работа с текстом сказки.
1) Кто является главным героем сказки?
2) Сколько мальчику лет?
3) Почему мальчик часто грустит?
4) Что скрашивает одиночество мальчика? (Книги, дырки в заборе, через которые он мог смотреть на улицу, а особенно куры, в частности черная курица – Чернушка.)
5) Как Алеша спас курицу от смерти?
6) Как автор описывает праздничный обед?
7) Какие особенности жизни и быта связаны с ушедшей эпохой?
8) Прочитайте описание одежды, причесок той эпохи. Что вас особенно поразило?
9) Все ли окружающее интересно Алеше? Почему? Что ему казалось? (Что Черная курочка звала его человеческим голосом: «Алеша, Алеша!». До самой ночи просидел Алеша один в классных комнатах, а ночью…)
III. Итог урока.
Мудрость Черной курицы, то есть министра, в том, что он умеет быть благодарным и прощать, и это для Алеши оказывается самым сильным и мудрым уроком. А смысл сказки в том, что все в жизни достается только собственным трудом, тогда это ценится, приносит радость и счастье человеку.
Домашнее задание: прочитать дальше о том, что случилось с мальчиком ночью.
Класс делится на группы, и каждая группа получает задание.
1-я группа.
Ответить на вопросы и проинсценировать понравившийся эпизод.
1. Рассказать о пути Алеши с Чернушкой в подземелье и об условии, которое ставит Алеше Чернушка.
2. Алеша перед подземным королем. Какое желание он попросил исполнить?
3. В чем не прав Алеша? Приносят ли ему радость успехи, к достижению которых он не прикладывает никаких усилий?
4. Почему стал изменяться Алешин характер?
2-я группа.
1. Что случилось с Алешей, когда он потерял волшебное семечко?
2. Нарушил ли Алеша условие, поставленное Черной курицей в начале сказки? Предал ли он подземных жителей?
3. Почему пострадал именно министр Черная курица из-за Алешиного предательства?
4. Упрекает ли, обвиняет, ругает ли министр Черная курица Алешу?
3-я группа.
1. Как закончилась сказка?
2. В чем мудрость этой сказки?
3. Какие законы волшебной сказки соблюдены здесь?