Урок № 20
Задачи. Закрепить комплекс утренней гимнастики №2. Дальнейшее знакомство с упражнениями в равновесии. Закрепить технику группировки. Разучить перекаты в группировке назад и вперед. Разучить прыжки через короткую скакалку.
Подготовительная часть (10-12 мин.). Построение. Сообщение задач урока. Игра с бегом «Салки» (обыкновенные, см. урок 2). Построение. Расчет по три и перестроение в три шеренги (см. урок 19).
Повторить комплекс утренней гимнастики № 2 (см. урок 19). Комплекс проводят (с помощью учителя) ребята, отнесенные к специальной медицинской группе (если такие есть).
Основная часть (26-28 мин.). Дальнейшее знакомство с упражнениями в равновесии. Скамейки отодвинуты на 1 м от стены и на 1,5 м — одна от другой (на одной линии). Ходьба по гимнастическим скамейкам: по первой — руки в стороны, на каждый шаг, поднимая правую ногу вперед, хлопок под коленом, соскок вперед с хлопком перед собой; по второй — руки за головой, ставя ноги у правого (левого) края скамейки, соскок вперед с хлопком над головой. При повторном прохождении по первой скамейке делаются два поворота кругом (на носках, одна нога впереди), соскок с поворотом направо; по второй — руки на пояс, перешагивая через набивной мяч, положенный на середине скамейки, соскок с поворотом налево; по третьей — ходьба с перешагиванием через три набивных мяча, расположенных в 1 — 1,5 м один от другого, соскок с хлопком за спиной.
При передвижении сохранять правильную осанку, при соскоках мягко приземляться, сохраняя равновесие. Организованная переноска скамеек на прежнее место.
Разучить прыжки через короткую скакалку. Детям надо рассказать, что прыжки через скакалку — не только детская забава, но и полезное упражнение для укрепления мышц ног, сердца и легких. Прыжки развивают ловкость. Наши лучшие спортсмены — футболисты, боксеры, легкоатлеты, гимнасты и многие другие включают в свою тренировку упражнения с короткой скакалкой.
По команде учителя дети развязывают скакалки. Вначале ученикам дается возможность прыгать произвольно, показать, как они умеют прыгать.
Рассказать, показать. Скакалку надо вращать круговыми движениями кистей, слегка сгибая руки в локтях, прыгать на носках, колени сгибать незначительно.
Упражнения. 1. Стоя на месте, вращать сложенную вдвое скакалку одной рукой сбоку; то же другой рукой. Скакалку вращать снизу-назад-вверх-вперед. Следить, чтобы рука со скакалкой все время была свободно опущена и вращение производилось только кистью. 2. Каждый ученик определяет длину скакалки по своему росту. Для этого надо взять скакалку за концы, встать на нее в положении ноги врозь и натянуть так, чтобы кисти были на уровне пояса. Остающиеся свободными концы скакалки намотать на кисти. 3. Стоя на левой ноге, правая впереди, скакалку держать за концы сзади. Вращая скакалку вверх и вперед, прыгать с одной ноги на другую. То же, но левая нога впереди. Прыгать без подсчета, начинать и заканчивать прыжки по команде учителя. От учеников, которые умеют прыгать, требовать, чтобы во время прыжков они не сгибали ноги в коленях. После 10—15 прыжков — пауза. Во время паузы даются указания, исправляются ошибки. Повторяются прыжки. Сложить скакалку в четыре слоя, завязать узлом.
Закрепить технику группировки, разучить перекаты, в группировке назад и вперед. Группировка (см. урок 19).
Рассказать, показать технику перекатов в группировке назад и вперед. Перекат назад может выполняться из седа в группировке (или упора присев). Необходимо мягко, плавно, без ударов о гимнастический мат, удерживая плотную группировку, перекатиться («как мячик») назад до опоры о мат лопатками, шеей, затылком. Возвратиться в и.п., подтянуть ноги пятками к бедрам и энергично подать голову и плечи вперед — перекат вперед (рис. 9).
Упражнения выполнять на пяти (количество матов может увеличиваться в зависимости от их количества в наличии) матах, уложенных в одну линию, сменами по 14-15 человек (на каждом мате по трое). После выполнения упражнения ученики возвращаются на свои места в шеренге, а их место занимает другая смена, стоящая или сидящая на скамейке на расстоянии двух шагов от матов (рис. 10). Подход, исходное положение, выполнение упражнения, уход на место выполняются по команде учителя. Упражнения. 1) И.п. — лежа на спине, реки вдоль тела. Группировка, сохраняя ее, перекаты впереди назад; вернуться в и.п. 2) И.п. — группировка сидя. Перекат назад в группировку лежа, сохраняя ее, перекаты вперед и назад; то же, сохраняя группировку, сесть. 3) И.п. — упор присев. Перекат назад и перекатом вперед — группировка сидя.
Игра «Колобки и ежики». Игроки делятся на две команды: «Колобки» и «Ежики». Дети бегают, изображая разных животных и птиц. По команде «Колобки!» игроки данной команды принимают положение группировки и выполняют перекаты назад и вперед на гимнастических матах. Одновременно команда ежиков принимает положение группировки в приседе на площадке, где их застал сигнал. По сигналу «Ежики!» команды меняются заданиями. Выигрывает команда, допустившая наименьшее количество ошибок.
Заключительная часть (2 мин.). Построение. Подведение итогов урока.