Урок 2. Синтаксис. Словосочетание и предложение

0
393
информатика

ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО BV VI КЛАССАХ

Урок 2. Синтаксис. Словосочетание и предложение

Цели: повторить изученный материал о словосочетании и пред­ ложении; закрепить пунктуационные навыки.

Методические приемы: повторение, обобщение материала, выполнение упражнений, конструирование словосочетаний и пред­ ложений, объяснительный диктант.

Ход урока

I . Проверка домашнего задания

1 . Беседа по вопросам.

Какие группы славянских языков вы знаете?

Какие языки входят в каждую из групп?

Почему славянские языки называются родственными?

Докажите, что русский язык – развивающееся явление.

Приведите примеры неологизмов.

2. Проверка упражнения 4.
Выразительное чтение стихотворения.

Из скольких предложений состоит текст стихотворения? (Из двух сложных предложений.)

Назовите грамматические основы всех простых предложений, входящих в состав сложных. (1 листья скачут и бегут,

устилают; ветер не унес; 2 сад не помнит; весна погре­ бена.) 3. Сообщение по упражнению 6. II . Повторение темы «Синтаксис»

1. Беседа по вопросам (с. 5 учебника).

(Синтаксис изучает строение словосочетаний и предложений. Предложение выражает законченную мысль. Сложные предложения, в отличие от простых, имеют больше одной основы.

Главные члены предложения – его основа. Второстепенные члены (определения, дополнения, обстоятельства) распространяют предложение, зависят от главных членов.

По цели высказывания предложения бывают повествователь­ ные, вопросительные и побудительные.)

2. Конструирование словосочетаний.

– К каждому из данных слов подберите такое, чтобы получи­
лось словосочетание. Охарактеризуйте словосочетания и сде­
лайте их схемы.

(Класс работает устно. Выбираем лучшие примеры и записы­ ваем на доске и в тетрадях.)

Год (новый, учебный, памятный…) – прилагательное + суще­ ствительное.

Год (тигра) – существительное + существительное. Слушать (музыку) – глагол + существительное. Слушать (внимательно) – глагол + наречие.

3. Конструирование предложений.

– Используя эти словосочетания, составьте два предложения:

простое и сложное. Обозначьте основы, охарактеризуйте
предложения по цели высказывания.

Обсуждение, лучшие примеры записываются. Например:

А теперь, друзья, слушайте музыку из кинофильмов.

Основа: слушайте (один главный член – сказуемое).

Комментируем пунктограммы: слово друзья не является членом предложения. Это обращение, выделяется с обеих сторон запятыми. Отмечаем, что предложение побудительное.

В старину первого сентября праздновали Новый год, а сейчас в этот день начинается учебный год.

Основы: праздновали (один главный член – сказуемое); год на­ чинается.

Важно обратить внимание на слово «день», которое стоит в фор­ ме винительного падежа, совпадающей с формой именительного. В предложении это слово является дополнением. Комментируем орфограммы: старину, праздновали, начинается – и пунктограмму. Отмечаем, что предложение повествовательное.

4. Выполнение упражнения 7 с последующей проверкой.
Отмечаем основы в простых и сложных предложениях, выде­ ляем словосочетания.

5. Объяснительный диктант.

Повторение знаков препинания при однородных членах и в сложносочиненных предложениях с союзом «и». Комменти­ руем орфограммы и пунктограммы, отмечаем основы в простых и сложных предложениях.

1) Свет проникал в самую глубину ущелья и на дне реки разжи­ гал костры из разноцветных камней.

(Предложение простое, однородные сказуемые соединены сою­ зом «и», запятая не ставится. Проникал — проник, разжигал – чере­ дование гласной в корне (после корня стоит суффикс «а», значит, пишем «и», но разжечь».)

2) Солние село, и тусклые тучи висели над темной степью.
(Предложение сложное, запятая ставится. Солнце – непроизно­ симая согласная «л», висели – виснет.)

3) Снаружи доносились обычные заоконные звуки: дальний шум
улицы, шелест листвы, курлыканье голубей.
(Б. Акунин.)

(Предложение простое, с однородными подлежащими при обоб­ щающем слове. Орфограммы: снаружи, доносились, обычные, за­ оконные, шелест, курлыканье, голубей.)

4) Он р ощи полюбил густые, уединенье, тишину, и ночь, и звез­ ды, и луну. (А.С. Пушкин.)

(Предложение простое, с однородными дополнениями. Перед повторяющимся союзом «и» ставится запятая. Орфограммы: уеди­ ненье, тишину, ночь.)

5) Старый компьютер работает медленно, но надежно.
(Предложение простое, с однородными обстоятельствами, перед

союзом «но» ставится запятая. Орфограммы: компьютер, работает, медленно.)

6) Машины, автобусы, троллейбусы, трамваи- весь транспорт
стоял в пробке.

(Предложение простое, с однородными обстоятельствами при обобщающем слове. Орфограммы: машины, троллейбусы, трамваи, транспорт, стоял, пробке.)

Домашнее задание

Ответить на вопросы с. 6.

Упражнения 8: письменно, 9: устно.

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь