Цели: уточнить знания об однокоренных словах; развивать умение распознавать и подбирать однокоренные слова разных частей речи.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
– Как вы назвали свой текст-описание?
– Какова его основная мысль?
– Прочитайте составленный вами текст.
III. Минутка чистописания.
На доске запись:
прилетит – б
замолчал – п
бежит – ?
– Букву, которую мы будем писать на минутке чистописания, нужно поставить вместо вопросительного знака. Какая это буква? (Прилетит – глагол будущего времени, поэтому стоит буква б. Замолчал – глагол прошедшего времени, отсюда буква п. Бежит – глагол настоящего времени, значит, вместо вопроса нужно написать букву н. Ее мы будем писать на минутке чистописания.)
Нн Ннн Нннн …
– Определите порядок написания букв в цепочках и продолжите строчку до конца.
IV. Упражнение в определении корня в однокоренных словах.
1. Игра «Подберите однокоренные слова». (упр. 621.)
– Какие слова называются однокоренными? Докажите это на своих примерах.
2. Определение корня в однокоренных словах. (упр. 622.)
3. Разбор слов по составу. (упр. 623.)
4. На доске записаны группы слов:
Гора, горький, горевать, горняк.
Смельчаки, осмелел, смелость, храбрый.
Больница, боль, больной, большой.
– Можно ли назвать слова каждой группы однокоренными? Обоснуйте свой ответ.
– Спишите однокоренные слова. Обозначьте корень.
V. Итог урока.
– Чему учились на уроке?
– Назовите два признака однокоренных слов.
Домашнее задание. Упражнение 625.