Цель: развивать умение проверять безударные гласные в словах.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
– Назовите, какие буквы, пропущенные в словах, вы вставили. Обоснуйте свой ответ.
– Как нужно проверять слова с парными звонкими и глухими согласными на конце?
III. Минутка чистописания.
На доске записаны слова: енот, беда, ежиха, ведро.
– Сегодня на минутке чистописания мы будем писать букву, которая встречается во всех этих словах и может разделить их на две группы. (Мы будем писать букву е. Она встречается во всех этих словах. Но в словах енот и ежиха она обозначает два звука:[й’], [э] – это первая группа, а в словах беда и ведро один звук: [э] – это вторая группа.)
ера ерб ерв …
– Определите последовательность букв в этом ряду и продолжите строчку до конца. (Строчная е, строчная р чередуются с идущими по порядку буквами алфавита.)
IV. Устный диктант с использованием сигнальных карточек.
Учитель называет слова с непроверяемыми гласными в корне: месяц, горох, пенал, тетрадь, молоко, одежда, мороз, работа, платок, ветер, заяц, береза.
– Почему написание этих слов нужно запомнить? (Безударные гласные нельзя проверить.)
V. Проверка безударных гласных в корне.
1. Беседа по вопросам:
– Какой вопрос вам приготовил Почемучка?
– Как вы ему ответите?
2. Наблюдение над словами с безударными гласными, которые нужно проверять. (Упр. 65.)
3. Работа над правилом на с. 30.
4. Подбор проверочных слов. (Упр. 66.)
В процессе выполнения работы закрепляется алгоритм последовательности действий учащихся при проверке безударных гласных в корне: 1) обозначить в слове ударение и найти безударный гласный звук; 2) изменить слово так, чтобы безударный гласный стал ударным, то есть подобрать проверочное слово; 3) написать в проверяемом слове ту безударную гласную, которая есть в проверочном слове.
5. Самостоятельная работа.
На доске записано стихотворение И. С. Тургенева:
Гуляют тучи з..л..тые
Над отдыхающей з..млёй,
П..ля просторные, немые,
Бл..стят, облитые р..сой.
– Спишите. Вставьте пропущенные буквы.
– Встаньте, пожалуйста. Сейчас проведем физкультминутку. Я буду называть слова. Если в этом слове безударная гласная е, хлопните в ладошки, если безударная гласная и – сделайте наклон вперед. Постарайтесь сосчитать, сколько слов с безударной гласной и.
Учитель называет слова: спина, река, ведро, зерно, лицо, стена, село, листы, звезда, слеза, стрела, зима, число.
6. Работа по вариантам.
Вариант I
М..лчать, м..сной, охр..нять, уд..влять, гр..знуля, пл..сать.
Вариант II
По..вился, г..рчица, сл..зинка, ш..повник, скр..пучий, нар..дить.
– Спишите. Вставьте пропущенные буквы. В скобках напишите проверочные слова.
VI. Итог урока.
– Как проверить слова с безударными гласными? Приведите свои примеры.
Домашнее задание. Правило на с. 30, упражнение 68.