Урок 155. Междометия в художественной речи

0
324

Урок 155. Междометия в художественной речи

Цели: показать значение междометий в художественной речи; развивать интерес к поэзии.

Методические приемы: объяснения учителя, выразительное чтение, элементы анализа текста, реализация межпредметных связей с литературой.

Ход урока

I . Проверка домашнего задания

Ученики зачитывают примеры с междометиями, определяют роль междометий в предложениях.

Чтение наизусть стихотворных фрагментов с междометиями.

П. Беседа

К какому стилю речи относится большая часть примеров предложений с междометиями из прозаических произведе­ ний? (К разговорному. В художественных произведениях междометия чаще всего встречаются в речи героев.)

Мы заметили, что, кроме очень частого употребления меж­ дометий в разговорной речи, эта особая часть речи активно используется в поэзии. Как вы думаете, почему поэтическая речь изобилует междометиями? (Междометия непосред­ ственно выражают чувства, настроения, переживания, то есть то, что присуще лирической поэзии.)

III . Элементы анализа поэтических текстов

1 . Слово учителя.

Для того чтобы бегло, на первый взгляд определить место меж­ дометий в творчестве какого-либо поэта, достаточно бывает взять алфавитный список его стихотворений, полистать сборник.

Возьмем, например, том Пушкина: «О, если правда, что в ночи…», «О, кто бы ни был ты…», «Увы! Зачем она блистает…», «Ура! В Россию скачет…».

2. Закрепление материала.

– Запишем поэтические строки, рассмотрим роль и значение междометий.

Ветер. Кругом все гудёт и колышется, Листья кружатся у ног. Чу, там вдали неожиданно слышится Тонко взывающий рог. (А.А. Фет. «Ель рукавом мне тропинку завесила…» Междометие чу выражает призыв к вниманию, тишине, настороженности.) Уде, жарко!., до полдня грибы собирали. Вот из лесу вышли – навстречу как раз Синеющей лентой, извилистой, длинной Река луговая… (Н.А. Некрасов. «Крестьянские дети». Междометие .к* выражает чувство усталости, имеет простонародный оттенок.) Эх, вы, сани! А кони, кони! Видно черт их на землю принес. В залихватском степном разгоне Колокольчик хохочет до слез. (С.А. Есенин. Междометие эх выражает чувство удали, веселья, воли, тоже имеет простонародный оттенок.)

Примечание. Можно заранее дать задания по группам: просле­ дить употребление междометий в поэзии Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Фета, Некрасова, современных авторов.

Сопоставление выступлений групп может показать изменения в частотности употребления междометий, изменения в лексическом наборе междометий.

Отметим, что в поэзии XIX века часто употребляются междоме­ тия о, увы, ах, чу, редко встречающиеся в современном языке. Эти междометия имеют возвышенный оттенок, в отличие от простона­ родных, разговорных эх, ух, эй и т. п.

Домашнее задание

Повторить § 70-71, подготовиться к обобщающему уроку.

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь