Ц е л и: помочь учащимся усвоить материал о правописании наречий с приставками до-, из-, с-, в-, на-, за-; систематизировать знания о грамматических признаках наречий.
Х о д у р о к а
I. Орфографическая минутка.
Бросал объедки, порадовались находке, заревел теленок, солнце садилось, на окрестное пастбище, чудесный рожок, в мягкой постельке, играет луч, поглядеть на зверей, объехали свет.
II. Актуализация опорных знаний.
1. В ы п о л н е н и е упражнения 14, с. 129 – по заданию учебника.
2. З н а к о м с т в о со словом «сейчас».
– Ответьте на вопросы полными предложениями.
Который сейчас час?
Какое сейчас у вас настроение?
Что вы сейчас делаете?
– Какое наречие вы употребили в своих ответах?
– Что обозначает это слово?
– Отметьте правописание этого слова.
– Составьте предложение с этим словом. Разберите его по членам предложения.
– Какой член предложения выражен наречием?
III. Формирование новых знаний.
– Сегодня вы познакомитесь с новой орфограммой – правописание суффиксов -а и -о в наречиях, образованных от прилагательных.
В ы п о л н е н и е упражнения 16, с. 131.
– Наречия разберите по составу. Сделайте вывод. Сравните его со сведениями о речи на с. 131.
– Очень легко запомнить это правило, если выучить два волшебных слова:
А чтобы проверить, верно ли вы вспомнили правило, достаточно взять существительное «окно» с таким же предлогом, как и приставка у наречия, и сразу определить, о или а надо писать на конце, например: – на окно, – за окно, – из окна, – с окна.
В ы п о л н е н и е упражнения 17 на с. 132 по заданию учебника.
IV. Закрепление.
– Запишите наречия, докажите правописание суффикса.
Заново, запросто, справа, влево, слева, направо, набело, дотемна, снова, напрасно, сначала.
V. Самостоятельная работа.
– Вставьте пропущенный суффикс. Объясните пословицы.
Лесная сторона не одного волка, а и мужика досыт.. накормит.
Сначал.. думай, а потом делай.
VI. Итог урока.
– Какие «ошибкоопасные» места могут быть в наречиях?
– Как их избежать?
Домашнее задание: упражнение 18, с. 132.