Урок 147. ИЗМЕНЕНИЕ ГЛАГОЛОВ ПО ЧИСЛАМ

0
330
информатика

Цель: познакомить учащихся с особенностями формы числа глагола, с согласованием существительного и глагола в числе.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

– Прочитайте, как вы дополнили предложения.

– Что такое «текст-рассуждение»?

III. Минутка чистописания.

На доске записаны слова: засв..стит, кр..чит, пос..дит, забл..стит.

– Прочитайте слова. Найдите в них общее. (Это глаголы в единственном числе. Во всех словах пропущена орфограмма – безударная гласная, проверяемая ударением.)

– Какое слово лишнее? Почему? (1) Лишнее слово – заблестит, пропущена безударная гласная е, проверочное слово – блеск. В остальных словах орфограмма – буква и: засвистит – свист, кричит – крик, посидит – съдя. 2) Лишнее слово – кричит, в нем нет приставки. В остальных глаголах есть приставки: засвистит – за, посидит – по, заблестит – за.)

– Сегодня мы составим цепочку из букв, которые являются окончаниями данных глаголов и безударных гласных в приставках. Какие буквы войдут в цепочку? (Окончание у всех глаголов – ит, безударные гласные в приставках – о, а. Значит, цепочка состоит из букв и, т, о, а.)

Итоа Тоаи Оаит …

– Определите порядок написания букв в цепочках и напишите строчку до конца.

IV. Словарная работа.

Запись под диктовку слов с удвоенными согласными: группа, ванна, грамматика, шоссе, пассажир, аккуратный, суббота, перрон, масса.

V. Наблюдение над изменением глаголов по числам.

На доске следующая запись:

Самолёт летит.

Дерево растёт.

Птица поёт.

– Что написано на доске? Обоснуйте свое мнение. (На доске написаны предложения. Они выражают законченную мысль.)

– Какими частями речи являются слова в предложениях? (Существительными и глаголами.)

– Назовите существительные. В каком числе они употреблены? Обоснуйте свое мнение. (Существительные самолёт, дерево, птица употреблены в единственном числе, они обозначают один предмет.)

– Назовите глаголы. В каком числе они употреблены? Обоснуйте свой ответ. (Глаголы летит, растёт, поёт употреблены в единственном числе, они обозначают действие одного предмета.)

– На какой вопрос отвечают глаголы в единственном числе? (В единственном числе глаголы отвечают на вопрос что делает?)

Учитель на доске, а ученики в тетрадях выполняют следующую запись:

ед. ч.

Самолёт (что делает?) летит.

Дерево (что делает?) растёт.

Птица (что делает?) поёт.

– Измените предложения так, чтобы в них действовало несколько предметов. (Самолёты летят. Деревья растут. Птицы поют.)

– В каком числе употребили существительные и глаголы? (Существительные и глаголы употребили во множественном числе.)

– Почему вы так считаете? (Каждое существительное обозначает несколько предметов, и каждый глагол обозначает действия нескольких предметов.)

– На какой вопрос отвечают глаголы во множественном числе? (Глаголы во множественном числе отвечают на вопрос что делают?)

Учитель и ученики продолжают запись в тетрадях:

мн. ч.

Самолеты (что делают?) летят.

Деревья (что делают?) растут.

Птицы (что делают?) поют.

– Сформулируйте вывод по плану:

1) Как изменяются глаголы?

2) В каком числе употребляются глаголы?

3) Что обозначают глаголы в единственном числе?

4) Что обозначают глаголы во множественном числе?

Глаголы изменяются по числам. Они употребляются в единственном и множественном числе. Глаголы в единственном числе обозначают действие одного предмета. Глаголы во множественном числе обозначают действия нескольких предметов.

– Глаголы в единственном и множественном числе отвечают и на другие вопросы. Прочитайте о них на с. 79.

VI. Упражнение в распознавании числа глаголов.

1. Работа над упражнением 547.

2. На доске запись:

бледнеет – ? отнимает – ?

ложатся – ? помогает – ?

мирятся – ? плачет – ?

одевают – ? поднимает – ?

– Подберите к данным глаголам слова, противоположные по значению. Определите их число. Составленные пары запишите, подчеркните орфограммы.

Образец: бледнеет – краснеет (ед. ч.).

3. Составление предложений по схемам. (упр. 549.)

VII. Итог урока.

– Чему учились на уроке?

– Как изменяются глаголы?

– Назовите вопросы глаголов в единственном и множественном числе.

Домашнее задание. Упражнение 550.

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь