Цель: развивать умение употреблять в речи глаголы-синонимы и глаголы-антонимы.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
– Назовите глаголы, которые вам встретились в стихах, поставьте к ним вопросы.
– Объясните правописание пропущенных орфограмм.
III. Минутка чистописания.
На доске записано стихотворение:
Вечеру дали Синие дали
Бочку чернил. Вечер чернил.
Я. Козловский
– Найдите слова, которые одинаково произносятся. (Дали – дали, чернил – чернил.)
– К каким частям речи они относятся? Почему? (В первом предложении слово дали – глагол, отвечает на вопрос что сделали? Во втором предложении слово дали – имя существительное, отвечает на вопрос что? В первом предложении слово чернил – имя существительное, дали чего? чернил. Во втором предложении слово чернил – глагол, вечер что делал? чернил.)
– Сегодня мы составим цепочку из букв, обозначающих мягкие согласные звуки в словах, которые одинаково произносятся. Какие буквы мы будем писать? (В слове дали буква л обозначает мягкий звук. В слове чернил буквы ч, н обозначают мягкие звуки. Значит, мы составим цепочку из букв л, ч, н.)
Ллчн Ччнл Ннлч Ллчн …
– Определите порядок написания букв в цепочках и продолжите строчку до конца.
IV. Словарная работа. (упр. 528.)
– Напишите цепочку из восьми слов с непроверяемыми безударными гласными в корне.
Город, деревня, …
V. Подбор глаголов-синонимов.
1. Работа над упражнением 529.
2. На доске записаны слова:
Блестеть, сиять, ... (сверкать, искриться, светиться).
Шалить, проказничать, … (баловаться, озорничать).
Победить, одолеть, … (побороть, сломить, разбить).
– Продолжите каждую строчку, подбирая слова-синонимы.
Эту работу дети выполняют коллективно под руководством учителя.
3. Составление предложений с глаголами-синонимами. (упр. 531.)
VI. Подбор глаголов-антонимов.
1. Работа над упражнением 535.
2. На доске записаны слова:
смеяться – … (плакать) говорить – … (молчать)
бледнеть – … (краснеть) любить – … (ненавидеть)
греть – … (охладить) обороняться – … (нападать)
ложиться – … (вставать) спасти – … (погубить)
– Подберите глаголы-антонимы. Подчеркните орфограммы.
3. Чтение правила, с. 73.
VII. Итог урока.
– Чему учились сегодня на уроке?
– Как называются слова, близкие и противоположные по смыслу?
Домашнее задание. Упражнение 536.