Цели: формировать умение учащихся употреблять в речи глаголы; разбирать предложение по членам.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
– Что такое глагол?
– На какие вопросы отвечает глагол?
– Что обозначают глаголы?
– Какие части речи в последнем предложении?
– Назовите главные члены предложения.
– Каким членом предложения является глагол?
III. Минутка чистописания.
На доске записана загадка:
По лужку он важно бродит,
Из воды сухим выходит,
Носит красные ботинки,
Дарит мягкие перинки. (Гусь.)
– Кто это? Как вы догадались?
– Сегодня на минутке чистописания мы составим цепочку из первых букв глаголов, которые встречаются в загадке. Какие буквы войдут в цепочку? (Глаголы: бродит, выходит, носит, дарит. Цепочку составим из букв: б, в, н, д.)
Бвнд Дбвн Ндбв …
– Определите порядок написания букв в цепочках и напишите строчку до конца.
IV. Словарный диктант.
Комната, квартира, обед, картина, орех, магазин, овёс, язык, месяц, кровать, заяц, тарелка, растение.
– Составьте предложение (устно) с любым из этих слов.
– С помощью каких слов вам удалось передать действие?
V. Наблюдение над синтаксической ролью глагола.
1. На доске записаны предложения:
Пришла долгожданная в..сна.
Рыхлый сне.. т..мнеет в марте.
Т..пло греет в..сеннее со..нышко.
– Спишите предложения. Вставьте пропущенные буквы.
– Подчеркните главные члены предложения, обозначьте части речи, которыми они выражены.
– Прочитайте вопрос почемучки. Что вы ему ответите?
2. Чтение правила.
3. Работа над упражнением 524.
4. Запись под диктовку и разбор предложения.
На зелёных склонах гор пестреют цветы.
– Найдите главные члены.
– Какой частью речи выражено подлежащее, какой – сказуемое?
– Назовите словосочетания. (Пестреют где? на склонах, на склонах каких? зелёных, на склонах чего? гор.)
VI. Словарная работа. (Упр. 525–526.)
VII. Итог урока.
– Чему учились на уроке?
– Каким членом предложения является глагол?
Домашнее задание. Упражнение 527.