УРОК 142. УСЛОВНОЕ НАКЛОНЕНИЕ

0
817
алгоритмы

1. Проверка домашнего задания.

2. Лингвистическая разминка.

– Поставьте глаголы сначала в прошедшем времени, а затем в настоящем или будущем времени.

Каяться, надеяться, затеять, слышать.

– Как могут изменяться глаголы прошедшего времени? (По родам и числам.)

3. Работа с теоретическим материалом.

– Вспомните, почему изъявительное наклонение так называется.

– Подумайте, как получило свое название условное наклонение.

Если бы да кабы

Да во рту б росли грибы,

То был бы не рот,

А целый огород.

– При каком условии был бы огород?

– Прослушайте шуточное стихотворение Дж. Родари и назовите второе наименование условного наклонения (раньше оно называлось сослагательное).

«Я решил бы, я сказал бы,

Поспешил бы, написал бы».

До чего же замечательное

Наклоненье сослагательное!

…В кресло мягкое забьется

И мечтательно журчит:

«Я б турецкий изучил…

Я бы радио включил…

Нет, постойте-ка, вначале

Я сыграл бы на рояле,

Я сыграл бы, коль умел бы,

Если б мог бы, полетел бы…»

Учащиеся записывают фразу из стихотворения: «Я сыграл бы на роял..» (на доске она тоже записана).

– Вставьте пропущенную букву. Обоснуйте.

– Сделайте разбор по членам предложения.

– Почему в сказуемое входит частица бы?

– В форме какого времени употреблен глагол?

Учитель называют инфинитивы, от которых учащиеся образовывают условное наклонение: писать, читать, сделать, умыться.

– Сделайте вывод об образовании глагола в форме условного наклонения.

– Сравните свой вывод с выводом в учебнике (с. 204).

4. Упражнения 486, 487.

5. Заполнение таблицы (по упражнению 488).

глаголы прошедшего времени

глаголы условного наклонения

6. Итог урока.

Учитель читает отрывки из стихотворения Шэла Силверстейна. Задача учащихся – хлопнуть в ладоши, когда услышат глаголы в изъявительном наклонении.

Если я был бы

Если я был бы маленький-маленький гном,

Я б умывался каплей одной дождя,

Я бы на божьей коровке ездил верхом,

Удочку прятал в дырочку от гвоздя.

Если бы мне подарила конфету «Полет»

Тетя, которая очень любит меня,

Я бы конфету эту ел целый год,

Фантик один разворачивал бы полдня.

Домашнее задание: упражнение 489.