Урок 14 Тема: Правда и ложь

0
190
числа

Цели урока:

ознакомление учащихся с ценностью «правда» и понятием «ложь»;

привитие детям умения распознавать эти понятия, проводить между ними различие, оперировать ими и апеллировать к ним.

Методы: рассказ, беседа, объяснение, работа с книгой, практическая работа, игра.

Ресурсы: учебник, тетрадь «Моя Помощница», аудиокассета с музыкальным фрагментом.

Ход урока

1. Круг радости

Добрый день, мои дорогие друзья! Сегодня вы снова пришли на этот удивительный урок, который называется уроком самопознания. Я вижу, как светятся ваши лица. От ваших улыбок в классе становится светлее и теплее. Давайте начнем этот день с радостью, с улыбкой и, конечно же, с правдой. Учитель предлагает детям повторить за ним следующие слова:

Начни день с правдой

Наполни день правдой,

Закончи день правдой.

Так надо жить!

2. Минутка тишины

Ребята, я приглашаю вас в мир «минутки тишины». Ее будет сопровождать красивая, волшебная музыка. Давайте послушаем эту музыку (пауза).

Перед нами раскрывается сказочная картина: дивный лес, удивительные животные, звери и птицы. Все это – дети Земли. Куланы, олени, лоси, зайцы, белочки доверчиво подходят к нам. В их глазах вера и надежда, что человек – это друг, который никогда их не обидит (пауза). Земля наполнена светом чудесного сияющего солнышка. Лучи солнца согревают всех детей Земли. Свет солнца дарит мир всему окружающему (пауза). От лучиков солнышка все становится ласковым и дружелюбным (пауза). Свет солнца соединяется с нашими самыми добрыми и нежными чувствами (пауза). Эти чувства мы посылаем своим близким и родным, своим друзьям и знакомым (пауза). Все близкие и родные, друзья и знакомые сказали нам «спасибо». И это правда. От этого нам становится приятно и легко. Запомним это чувство (пауза). Улыбнемся миру (пауза). Улыбнемся друг другу и пожелаем мира, согласия себе и другим. Молодцы!

3. Игра

Ребята! Тема нашего сегодняшнего урока «Самопознание» очень серьезная и очень важная.

Прежде чем приступить к разговору об этой теме, я предлагаю вам поиграть в интересную игру, которая называется «Правда и ложь». Я буду читать вам вопросы. А вы, ребята, должны будете определить, это правда или ложь. Начнем?

Правда, что слоны летают? (Ложь).

Правда, что арбуз – это ягода? (Правда).

Правда, что пингвин – чемпион по нырянию? (Правда).

Правда, что у пчел есть вентилятор? (Правда).

Правда, что курицы летают? (Ложь).

Правда, что лягушки могут слышать пятками? (Правда). И т.д.

(Дети играют).

4. Поговорим

Ребята, вы, наверное, обратили внимание, какое слово очень часто звучало в игре? (Ответы детей).

Правильно, слово «правда». А как вы думаете, что такое «правда»?

Как вы понимаете это слово?

Поразмышляйте, что такое «ложь»? (Ответы детей).

5. Обратимся к учебнику

Давайте заглянем на страницу нашей Азбуки и прочитаем ее мысли о правде.

Правда – это важная духовная ценность человека и человечества. Правда – это истина, которая соответствует действительности и основана на честности, справедливости. (Дети читают, запоминают определения).

Задумывались ли вы над тем, что когда человек говорит неправду, какие чувства он испытывает?

Как, по вашему мнению, можно научиться быть правдивым?

Что происходит, когда, например, повар, врач, учитель, строитель, продавец и другие обманывают людей, поступают с ними нечестно, неправильно?

Как вы считаете, честность усложняет жизнь человеку или украшает? (Ответы детей).

В «Азбуке» есть прекрасный рассказ Л.Н.Толстого, который называется «Правда всего дороже». Давайте прочитаем его.

Мальчик играл и разбил нечаянно дорогую чашку. Никто не видал.

Отец пришёл и спросил:

– Кто разбил?

Мальчик очень испугался, но честно сказал:

– Я.

Отец сказал:

– Спасибо, сынок, что правду сказал.

Как вы думаете, ребята, рассказ отражает ваши мысли о правде?

Подтвердите это текстом из рассказа. (Ответы детей).

6. Чтение произведения. Корейская сказка «Честный мальчик». Беседа

Давным-давно жил в горном селении мальчик. Отец его умер, мать с утра до ночи на чужих работала, а мальчик рубил в лесу дрова и продавал на рынке.

Однажды осенью, когда с деревьев опали последние листья, а холодный ветер загнал в норы лесных зверюшек, мальчик взял свой топор и отправился за дровами.

Шел он, шел и пришел к горному озеру. Нашел большое дерево и только стал рубить его, как вдруг выскользнул у него из рук топор и упал в озеро.

Сел мальчик на берегу и заплакал: как теперь без топора работать?

Вдруг загуляли по озеру синие волны, и вышел из вод старичок маленький.

– О чем ты, мальчик, плачешь? – спрашивает.

Рассказал ему мальчик, какая беда с ним приключилась, а старичок и говорит:

– Не горюй, мальчик, найду я топор твой.

Сказал он так и под водой скрылся.

Вот опять загуляли по озеру синие волны, и из воды вышел старичок, а в руке у него топор из чистого золота.

– Этот ли топор твой? – спрашивает.

Замахал мальчик руками:

– Что ты, дедушка, не мой это топор!

Усмехнулся старик в бороду и снова под водой исчез. Долго ждал его мальчик. Наконец вышел старичок в третий раз и протянул мальчику топор серебряный.

– На, бери свой топор, – говорит.

А мальчик ему и отвечает:

– Нет, дедушка, мой топор из железа сделан.

И снова погрузился старик в озеро, и опять с топором вышел. Только на этот раз был у него в руках топор железный. Увидал мальчик топор, обрадовался.

– Вот мой топор, – говорит.

А старик усмехнулся ласково и сказал:

– Молодец, мальчик. Не стал ты чужого брать, не позарился на серебро да золото. За это отдам я тебе все три топора. Продай их на рынке – они дорого стоят. И пусть твоя мать не работает больше на чужих людей.

Сказал он так и протянул мальчику золотой, серебряный и железный топоры. Взял их мальчик, поблагодарил старика и домой пошел. С тех пор они с матерью не знали нужды и горя.

О чем повествуется в этой сказке?

Какие чувства вы испытываете к мальчику?

Как вы думаете, почему старик сначала предложил золотой, потом серебряный и только в третий раз – железный топор?

О чем подумали вы, когда старичок предложил мальчику золотой топор?

Какова была награда за правдивость?

Кто такой честный человек? (Ответы детей).

Честный человек старается не делать таких поступков, которых ему пришлось бы стыдиться, поступков, которые ему пришлось бы скрывать от родителей и друзей. Одно из самых плохих качеств человека – это ложь и ябедничество. Я уверена, ребята, что вы стараетесь всегда говорить только правду и поступать только правдиво. А теперь давайте поиграем.

7. Мозговой штурм. Обсуждение ситуаций

Ребята, подумайте и скажите, вы сможете солгать во имя спасенья? (Ответы детей).

Давайте рассмотрим другую ситуацию, которая связана с тем, что дети обманывают своих родителей. Например, ребенок получает на уроке двойку. Он знает, что дома родители будут ругать его, и он всеми силами пытается избавиться от этой плохой оценки. Он ее стирает или вырывает страницу из дневника.

А у вас в жизни были подобные случаи?

Как вы поступите, если возникнет такая ситуация? (Ответы детей).

Правда становится явной, как бы человек ни пытался ее скрыть. Только когда о ней узнают все, человеку, который солгал, становится вдвойне стыднее и неприятней. Поэтому всегда нужно говорить правду. Скрыв правду однажды, мы делаем только хуже самим себе и окружающим. Сказав же правду, мы испытываем облегчение на душе.

Давайте рассмотрим ситуацию, которая может произойти в жизни каждого человека.

Вы знаете, что ваш друг совершил нечестный поступок, а учитель подозревает в этом другого человека. Как вы поступите? (Ответы детей).

Говорить правду трудно. Порой гораздо удобнее и легче бывает промолчать. Для того, чтобы говорить правду, нужно быть человеком с сильным характером, обладать смелостью, решительностью. У каждого человека в жизни бывают ситуации, когда ему приходится решать: промолчать или сказать правду. И только вы сами можете сделать правильный выбор.

Но помните, человек может уважать себя только тогда, когда его совесть чиста, и только человека с открытой душой, добрым сердцем и чистой совестью уважают и любят другие.

8. Творим в тетради

Жизнь каждого человека «сопровождает» правда. Поэтому у всех людей сформировано свое представление о ней. Оно есть и у каждого из вас. Нарисуйте в своей «помощнице» в картинках свое представление об этой ценности (Задание 1). (Дети творят в тетради).

9. Презентация

Дети показывают свои рисунки. Рассказывают, почему они изобразили правду так или иначе.

10. Домашнее задание

Дети! На сегодняшнем уроке «Самопознание» вы вновь показали себя умными и мудрыми учениками, которые разбираются в жизни. Вы понимаете и правильно размышляете о том, что такое хорошо, а что такое плохо.

Дома прочитайте рассказы «Все тайное становится явным» (В.Ю.Драгунский), «Замок лгунов» (В.Жилинскайте). Ответьте на вопросы «Азбуки». Поразмышляйте над рассказами.

В тетрадочке-«помощнице» выполните Задание 2 и Задание 3.

11Круг «От сердца к сердцу»

Надеюсь, ребята, этот урок помог вам стать честнее и добрее. Человек, который избавляется ото лжи в сердце, всегда счастлив и радостен.

По кругу, от учителя дети заканчивают предложение: «Я стараюсь быть честным и правдивым, потому что …»

Самопознание, поурочные планы для 3 класса

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь