Урок 16 Тема: Будь хозяином своего «Я»

0
538
школьница

Цели урока:

систематизация и обобщение понятий и представлений учащихся о своем духовном «Я», о его «друзьях» и «врагах»;

привитие детям понимания, что только сам человек в ответе за свой внутренний мир, за свою судьбу, а внешний мир является лишь отражением внутреннего духовного состояния человека.

Методы: беседа, рассказ, объяснение, практическая работа.

Ресурсы: учебник, тетрадь «Моя помощница», цветные карандаши, мелки, краски, клей, ножницы, листы бумаги, старые журналы.

Ход урока

1. Круг радости

Здравствуйте, дети! Как всегда наш необычный урок я предлагаю начать необычно. В «круге радости» скажем друг другу следующее:: «Мне было бы приятно, если бы меня называли… звездочкой» (котиком, цветочком, ласточкой, малышкой и т.д.).

2. Поговорим

Дети! На уроках «Самопознание» мы пытаемся познать, открыть самое важное для нас – это наш внутренний духовный мир. Ценности этого мира помогают нам быть честными, добрыми, позволяют наполнить наше сердце любовью и добротой. А вы знаете, дети, что, оказывается, в каждом человеке есть и положительное, и немножко отрицательного. Так вот, эти полярные качества называются так же по-особому: «друзья» и «враги» моего «Я».

Подумайте, пожалуйста, и скажите, что значат для вас слова/понятия «друзья» и «враги» моего «Я»? (Ответы детей).

Конечно же, такие ценности, как доброта, щедрость, правда, трудолюбие и т.д. – это наши «друзья». Они помогают жить цивилизованно в обществе и в природе, понимать смысл своего будущего, уважать других людей, добиваться удовлетворения, успеха, самоуважения и уверенности в себе. Что значит «враги» моего «Я»? Слово «враг» уже говорит само за себя – это противник хорошего, светлого в моем «Я». Надо стараться очистить свой внутренний мир от «врагов», которые не способствуют положительному в человеке, тянут его назад. К «врагам» своего «Я» умный человек всегда относит лень, глупость, зависть, жадность, лживость и др. Дети! Будьте мудрыми. Старайтесь, чтобы в вашей душе всегда хозяевами были вечные общечеловеческие ценности.

А сейчас мы попробуем изобразить «друзей» и «врагов» своего «Я». Для этого нам, конечно же, понадобятся старые журналы. Вы пролистывайте их и вырезайте всё, что вы полагаете нужным поместить в свой коллаж. Когда вы вырежете все, что представляете нужным, то наклейте на лист бумаги. А если захотите, то потом можете дорисовать к рисункам еще что-нибудь интересное и оригинальное.

3. Творчество детей

Порядок работы:

1. Учитель предлагает учащимся ответить на следующие вопросы:

Как вы думаете, как можно изобразить «друзей» своего «Я»? А «врагов»?

Какие качества/ценности мы можем отнести к положительным – «друзьям «Я» и отрицательным – «врагам Я»?

Затем дает время на обдумывание этих вопросов и составление рассказа по теме: «Друзья» и «враги» моего «Я».

2. Рассказы детей о своих представлениях о «друзьях» и «врагах» своего «Я». (Желательно, чтобы каждый ученик принял участие в этом процессе.)

3. Из старых журналов дети должны самостоятельно выбрать картинки и решить, что им подходит или не подходит для создания коллажа.

4. Изготовление коллажа «Друзья» и «враги» моего «Я».

5. Все работы детей склеить в одно большое полотно.

6. Рассказы учащихся о «друзьях» и «врагах» своего «Я» с опорой на выполненную работу.

В процессе этой деятельности должна звучать спокойная музыка. Учитель индивидуально помогает каждому ученику. Вариантом выполнения этой деятельности может быть групповое или коллективное творчество детей.

4. Презентация

По окончании деятельности все рисунки склеиваются, образуя тем самым большое полотно. Каждый ученик должен обязательно рассказать о своем внутреннем мире.

5. Творим в тетради

Наша «Помощница» предлагает вам пройти тест (Задание 2). Он направлен на то, чтобы помочь человеку избавиться от врагов своего «Я». А также выявить, есть ли у каждого из вас такое бесценное чувство, как чувство меры. Поработайте, пожалуйста, на страничках тетради. (Дети работают над заданием).

6. Домашнее задание

В учебнике «Азбука Самопознания» прочитайте рассказ Л.Пантелеева «Честное слово». Это удивительное и очень интересное произведение. Его читали многие поколения детей, которые удивлялись и восхищались главным героем. Я уверена, что это произведение вам понравится. Поработайте и поразмышляйте над Заданием 1. «Азбуки».

Мы завершили изучение очень сложного и важного раздела «Азбуки Самопознания», который называется «Друзья» и «враги» моего «Я». В учебнике имеются очень хорошие произведения, которые вы можете прочитать с друзьями, с родителями. Это – рассказы «Кто наказал его?» (В.Осеева), «Хорошее» (В.Осеева), «Невоспитанное дерево» (Г.Остер), «Трус» (Л.Пантелеев) и сказка «Трудовые деньги». Ознакомьтесь с ними.

В тетради выполните Задание 1.

7. Круг «От сердца к сердцу»

Дети! Сегодня у нас состоялся замечательный урок «Самопознание». Мы твердо убеждены, для того, чтобы избавить свой внутренний мир от его «врагов», нужно поселить в нашем сердце доброту. Приглашаю всех вас в круг «От сердца к сердцу». Встанем рядышком, плечом к плечу.

Нам всем приятно, когда рядом с нами хороший человек. От этого всем вокруг становится тепло и радостно. Протянем ручки навстречу солнцу и скажем дружно:

Мы улыбаюсь миру,

Мир улыбается нам.

Мы желаем всем людям планеты

Хорошего настроения, добра и тепла.

Самопознание, поурочные планы для 3 класса

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь