Урок 22 Тема: Где «живет» мир

0
239
география

Цель урока:

– ознакомление учащихся с ценностью «мир», понятиями «мир в тебе», «мир во мне»;

– привитие детям понимания, что мир – это Вселенная, земной шар, Земля, а также люди, население земного шара;

– объяснение ребенку, что мир «живет» в душе и сердце каждого человека;

– формирование у школьников представления, что состояние внутреннего мира человека отражается на внешних обстоятельствах его жизни.

Методы: беседа, рассказ, объяснение, работа с книгой, практическая работа.

Ресурсы: учебник, тетрадь «Моя Помощница», аудиокассета с музыкальным фрагментом.

Ход урока

1. Круг радости

Здравствуйте, дети! Я очень рада видеть всех вас. Я приглашаю вас в наш круг радости. Я желаю вам, своим ученикам, ясного, солнечного и светлого дня. Пусть ласковый и нежный свет этого дня будет спутником жизни всегда.

Стоя в кругу, хором, тихо, на фоне музыки, дети повторяют слова за учителем:

Мир дому моему. (Сложить руки треугольником над

головой).

Мир сердцу моему. (Сложить ладони на сердце).

Мир другу моему. (Протянуть руки соседу).

Мир всей Вселенной! (Развести руки от груди).

2. Минутка тишины

Наступает «минутка тишины». Попутешествуем, ребята?!

Наше путешествие будет поистине фантастическим. Мы с вами полетим на особую планету, имя которой «Планета Мир» (звучит музыка). Если у кого-то есть желание закрыть глазки – можете их закрыть (пауза). Наш космический лайнер приземлился на «Планету Мир». Мы медленно, друг за дружкой, спускаемся по трапу. Перед нами раскрывается сказочная и удивительная планета (пауза). Она удивительна и красива потому, что в ней все наполнено любовью, добротой, радостью, счастьем (пауза). Солнышко на этой планете светит по-особому: лучисто, тепло и необыкновенно (пауза). Солнышко рассыпает свой свет, посылая каждому жителю Вселенной свои лучики мира, добра и дружбы. Всем людям, кто попадает на эту планету, становится по настоящему хорошо и радостно (пауза). Нам особенно хорошо на этой планете, потому что мы прилетели по приглашению жителей планеты. Удивительно то, что жители планеты – настоящие друзья друг другу, близким и родным, знакомым и не знакомым (пауза). Именно поэтому они посылают на планету Земля космический корабль, чтобы самых дружных ребят, живущих в мире и согласии, у которых лад и уважение в мыслях и сердце, пригласить к себе в гости. «Планета Мир» радуется, что мы, дети, ее желанные и дорогие гости (пауза). Почувствуйте, как сердечко наполнилось миром и любовью ко всем близким и друзьям (пауза). Улыбнитесь им (пауза). Протяните навстречу другу свои руки (пауза). Почувствуйте, как теплом и доброй энергией наполнилась ваша рука (пауза). Теперь мы держимся за руки друг друга и чувствуем, как настоящая, крепкая дружба скрепила нас, наши сердца, наш мир (пауза). Запомним эти чувства (пауза). А теперь я скажу волшебные слова: «Наша Матушка-Земля очень ждет своих дорогих детей, учеников-третьеклассников», – и вы откроете глазки. Потянитесь ручками в стороны. Глубоко вдохните. Молодцы!

3. Поговорим

Ребята, о чем мы сегодня будем говорить, вы догадаетесь сами. Волшебное слово, о котором мы сегодня будем говорить, состоит всего из трех букв, но в нем заключена вся Вселенная.

Что же это за слово?

А вы знаете, почему это слово волшебное?

Расскажите, что обозначает это слово? (Ответы детей).

Слово мир несет в себе огромное значении. Это маленькое слово вносит покой в душу человека, взаимоотношения людей делает добрыми и красивыми, и, наконец, мир – это все, что окружает нас, это наша планета, это наша Вселенная.

4. Обратимся к учебнику

Наша «Азбука» тоже размышляет над удивительным понятием, ценностью «мир». Давайте откроем ее и прочитаем, какое красивое звучание у слова «мир» на казахском языке (стр.136). Ведь, ребята, в казахском языке слово «мир» имеет несколько звучаний.

Как вы понимаете выражение «мир в душе человека»? (Ответы детей).

Действительно, человек, у которого доброе сердце, он честен и доброжелателен, справедлив и человечен, у такого человека мир живет в сердце. А если мир живет внутри человека, то этот мир обязательно распространяется и вокруг него. Мир внутри человека распространяется и на мир во всем обществе.

5. Чтение произведения. В.А. Сухомлинский «Цветок или волчья пасть?» Беседа

Шли из школы домой два мальчика – Сергейка и Микола.

Сергейка был веселый. Сегодня его три раза спрашивала учительница. Он получил пятерку.

А Микола был грустный и задумчивый. Два раза вызывали его к доске. Микола отвечал плохо, и учительница поставила ему в дневник двойку. Еще и сказала:

– Вот встречу маму, расскажу ей про твою отметку.

Был теплый весенний день. Сияло солнце. В небесной голубизне плыло белое облачко. Сергейка загляделся на облако и сказал:

– Смотри, раскрылись лепестки – нежные, тоненькие. Так и трепещут на ветру.

Микола долго смотрел на облако. Потом тихо промолвил:

– Где же лепестки? Где цветок? Облако похоже на волка. Смотри – вон с той стороны голова. Зверь раскрыл пасть – злой, готовый на кого-то броситься.

Мальчики долго смотрели на облако, и каждый видел свое.

О чем этот рассказ?

Понравился ли вам он?

Какое настроение у рассказа?

Как вы думаете, почему мальчики видели в облаке каждый свое?

Про кого из них можно сказать, что у него в сердце живет «мир»? А почему? (Ответы детей).

Когда на сердце неспокойно, на душе тревога, ничто не радует нас. Окружающий мир кажется тусклым, темным, все краски мира гаснут для нас. И наоборот, когда на душе хорошо, мы радуемся всему миру вокруг, научаемся в каждой маленькой травинке видеть неисчерпаемую красоту Вселенной.

6. Творим в тетради

Дети! Давайте сосредоточимся. Подумаем об очень важном. Подумаем о том, присутствует ли в нашей душе, в нашем сердце покой и мир, которые помогают нам жить счастливо и радостно. (Ответы детей).

Человек – это чудесное создание Вселенной. От рождения сердце каждого человека бывает наполненным любовью к жизни. Эта любовь к жизни рождает только добрые, светлые мысли. А мысли человека обладают большой созидательной силой. Душа, сердце и мысли человека – это храм, в котором «живет» мир.

Откройте, пожалуйста, свою «помощницу». На ее страничке есть очень серьезное задание (Задание 1). Прочитайте его. Мир живет светло и счастливо благодаря духовным ценностям. Найдите их. Раскрасьте в любимые цвета. Соедините их стрелочкой с миром. (Дети творят в тетради. Обмениваются впечатлениями).

Замечательно. А теперь п рочитайте слова в «помощница», которые мешают восстановлению мира в душе. (Дети называют слова, которые предлагаются в тетради: зло, зависть, жадность, а также дополняют их другими понятиями: жестокость, бессердечность, обида и т.д.).

Молодцы, ребята! Действительно, такие слова-чувства как злость, обида, зависть, к сожалению, иногда поселяются в нашей душе, омрачая нашу жизнь, мир вокруг нас, делая его тусклым и некрасивым.

Давайте сейчас вместе подумаем, что нужно сделать для того, чтобы не пустить эти чувства в наши души.

Наша «помощница» предлагает нам выработать правила, которые помогут сохранить в душе мир и согласие (Задание 2). (Дети совместно с учителем вырабатывают правила, а затем учитель записывает их на доске, а дети в тетрадь).

Ребята, запомните эти правила и постарайтесь придерживаться их. Может быть, тогда мы сможем сделать нашу жизнь и жизнь тех людей, которые нас окружают, намного радостней, веселее и ярче.

В ходе работы могут получиться следующие правила:

1. Стараться избегать ссор с друзьями и близкими.

2. Быть вежливыми, отзывчивыми, добрыми. Стремиться помочь в беде.

3. Не говорить и не думать плохо о других.

7. Чтение произведения. В.А.Сухомлинский «Радость в детских глазах»

Теплым солнечным днем все вокруг радовалось весне. Цвели сады, щебетали птицы. В лазурном небе летел журавлиный клин. Где-то весело журчал весенний ручеек.

А под высоким тополем стоял маленький мальчик и плакал. Он не видел, как цветут сады. Он не слышал, как щебечут птицы. Небо казалось ему не голубым, а черным. Журавлиный клин казался мальчику ниточкой слез.

Люди шли мимо маленького мальчика и не замечали, что он плачет.

Каким вам показался мальчик?

Почему автор пишет, что мальчик не видел красоты жизни вокруг себя?

Поразмышляйте, что сделали бы вы, увидев страдающего человека? (Ответы детей).

Только дедушка увидел плачущего мальчика, подошел к нему, положил руку на голову. Дедушка что-то долго говорил мальчику, о чем-то его расспрашивал. Мальчик сквозь слезы рассказывал о чем-то дедушке.

Так они говорили около часа. Разговор их закончился тем, что мальчик улыбнулся. Он увидел, что вокруг цветут сады. Он услышал, как весело щебечут птицы. В голубом небе перед ним задрожал журавлиный клин, и мальчик подумал: «А сейчас весна!»

Самое прекрасное – когда человек осушит слезы на глазах другого человека и пробудит на лице улыбку.

Каким вы представляете дедушку?

Подумайте и расскажите, почему он не пожалел целого часа своего времени для постороннего ребенка?

Что чувствовал мальчик, когда подумал: «А сейчас весна!»

Почему автор считает, что осушить слезы на глазах другого человека и пробудить улыбку – самое прекрасное?

Найдите слова, в которых выражена основная мысль урока. Как вы об этом узнали?

Каким чувством пронизан этот рассказ? (Ответы детей).

В жизни человека могут произойти различные ситуации. Например, один человек может отобрать у другого без спроса игрушку; другой – чуть постарше, не спросив разрешения у хозяина, уехать на чужом велосипеде; а третий – еще старше, готов обидеть ни за что ни про что постороннего человека. Примеров можно привести множество.

Рассказ, который мы с вами прочитали и обсудили, очень хороший и поучительный. Уроки «Самопознание» посредством духовных ценностей и текстов произведений учат нас умению прийти на помощь к другому, нуждающемуся человеку: заглянуть в его душу, в его мир, понять и посочувствовать его переживаниям и страданиям. Когда это происходит, то человеку становится лучше изнутри, его сердце наполняется добротой, терпением, миролюбием, прощением.

8. Творим в тетради

Вы внимательно прочитали рассказ В.А.Сухомлинского «Радость в детских глазах». «Помощница» просит вас найти слова для дедушки, которые пробудят улыбку у ребенка. Напишите эти слова на облачке (Задание 2). (Дети творят в тетради).

9. Домашнее задание

В учебнике «Азбука Самопознания» прочитайте рассказ М.Пришвина «Как поссорились кошка с собакой». Подумайте, каким чувством проникнут рассказ? Чем он поучителен? Постарайтесь найти в тексте слова, которые помогут ответить на этот вопрос. Эти слова выражают главную мысль и темы урока «Самопознание» (Задание 3).

10. Круг «От сердца к сердцу»

Молодцы, ребята! Вы очень хорошо потрудились на уроке «Самопознание». А сейчас я приглашаю вас в наш круг «От сердца к сердцу».

Споем нашу любимую песню, с помощью которой мы пожелаем мира и согласия своим близким и родным, знакомым и незнакомым, всем, кто нас окружает, любит и заботится. Эта песня называется «Мир вам, люди».

Для всех заря, что вновь зажглась.

Для всех ребенка смех,

И эта песня родилась для всех, для всех.

Припев:

Мир всему, что живет по законам доброты,

Мир всему, что поет песню дружбы и любви.

Мир полям и лугам, где ромашки расцвели.

Мир в траве в жемчугах,

Мир вам люди всей земли.

Самопознание, поурочные планы для 3 класса

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь