Урок 19 Тема: Моя память – моя кладовая

0
619
фотошоп

Цели урока:

ознакомление учащихся с понятием «память»;

привитие детям элементарных знаний о процессах запоминания;

развитие у ребенка стремления использовать полученные знания для тренировки памяти и её улучшения.

Методы: беседа, рассказ, объяснение, работа с книгой, практическая работа, упражнение.

Ресурсы: учебник, тетрадь «Моя Помощница», цветные карандаши, мелки, краски.

Ход урока

1. Круг радости

Добрый день, ребята! Я очень рада видеть вас. Сегодня на уроке мы будем говорить о памяти. Давайте проверим, какая у вас память?! Хорошая ли она?! Сейчас каждый по кругу поздоровается и назовет свое имя, прибавляя к нему характеризующий его личностные качества эпитет (художественное, эмоциональное определение), начинающийся с первой буквы его имени, например: Вера – великодушная, веселая, Санжар – смелый, сильный и т.д. Каждый последующий должен повторить предыдущие имена и эпитеты.

2. Обратимся к учебнику

Тема нашего сегодняшнего урока «Моя память – моя кладовая».

А кто из вас знает, что такое «память»? (Ответы детей).

Давайте обратимся к нашей мудрой Азбуке. Она нам подробно расскажет, что означает это загадочное слово «память».

Память – это способность человека сохранять и воспроизводить в своём сознании впечатления, знания и опыт, чтобы использовать их в своей жизни. Запомним это определение.

«Азбука» дарит нам стихотворение, которое так и называется «Память» (Э.Успенский). Прочитаем его внимательно и выразительно. ¨ О чем вы узнали? (Ответы детей).

Человеку очень важно развивать память, а делать это нужно для того, чтобы запомнить все чудеса света, все интересные знания и информацию жизни. Не зря в народе говорят, что наша память – это наша кладовая.

3. Обратимся к учебнику

А вы знаете, что память бывает нескольких видов? Откройте свою Азбуку и прочтите, какой бывает память (Задание 2).

Память бывает нескольких видов. Когда мы запоминаем то, что слышим, песню, разговор – это слуховая память. Зрительная память отвечает за запоминание картин жизни, того, что мы когда-либо увидели. А когда мы запоминаем действия, движения – это память моторная, или двигательная. Есть еще память обонятельная – запоминает запахи, вкусовая – вкус, тактильная – прикосновения. Эмоциональная же память сохраняет наши переживания и чувства.

Нашу память можно тренировать, развивать и обогащать. К тому же, чтобы легче было запоминать либо заучить что-то, можно использовать некоторые приемы. Давайте с ними познакомимся.

Приемы запоминания.

Первый прием – рифмы. В русском языке есть правило. После буквы «Ц» в корне слова всегда пишется буква «И», кроме слов исключений: цыган, цыц, цыпочки, цыпленок, цыкнул. Трудно запомнить, не так ли? Гораздо легче выучить стишок:

Цыган встал на цыпочки,

И цыкнул на цыпленка: «Цыц!»

Запомнить последовательность падежей имен существительных очень трудно. Помочь в этом могут эти строки:

Иван, Родил, Девчонку, Велел, Тащить, Пеленку.

Следующий прием «Займи свое место». Этот прием позволяет запомнить список вещей, поместив каждую из них на свое место. Попробуй мысленно расположить продукты из списка на свое место в кухне и таким образом запомнить весь список.

Конфеты, хлеб, рис, чай, молоко, сосиски, сахар, лук, картофель, бананы.

Прием «Группировка». Можно легко запомнить, что нужно принести на труд, сгруппировав предметы по схожести. Ножницы- иглу (колются), ткань – нитки (рвутся), бумага – клей (клеятся). Попробуй запомнить имена детей при помощи метода группировки. Олег, Ядвига, Арман, Артем, Ян, Олеся, Айгуль, Марина, Мишель, Ольга.

Запоминание цифр «Что на что похоже». Цифры запоминать легко, когда представляешь, на что они похожи. 1 – гвоздь, карандаш, 2 – лебедь, 5 – лучшая отметка ученика/-цы и т.д.

Дети! Мне интересно слышать ваше мнение. Как вы думаете, на что похожа «5»? (Ответы детей).

Потренируйтесь запомнить номер кого-то из друзей, описав, на что похожа каждая цифра в нем. (По ходу изложения информации учитель и ученики тренируют свою память указанными приемами).

4. Тренинговые упражнения

Давайте попробуем потренировать свою память. Выполним некоторые упражнения.

1. «Что пропало?» Ведущий читает ряд слов (5-7), несвязанных между собой по смыслу. Второй раз читается не весь ряд, одно слово пропускается. Дети должны восстановить пропущенное слово (усложнение задания – восстановить весь ряд).

Например: 1) муха, компьютер, окно, вишня, ромашка;

2) муха, компьютер, …, вишня, ромашка.

2. Игра «Жил-был кот». Каждый участник называет определение к слову «кот» и повторяет все названные до него. «Жил-был кот красивый, пушистый, умный и т.д.»

3. По такому же принципу составление рассказа по заданной теме, добавляя свое предложение, но нужно сначала повторить все сказанное ранее.

Все эти упражнения помогут вам в развитии вашей памяти. Не забывайте их выполнять.

Я хотела поговорить с вами об эмоциональной памяти. Она очень важна в жизни человека, ведь благодаря ей мы запоминаем чувства, которые нам довелось пережить. Очень важно помнить о близких и родных людях, не забывать, заботиться о них.

Благодаря эмоциональной памяти человек помнит своего первого учителя, друга, первую любовь, а также радостные события в своей жизни. Она помогает не забывать о тех, кого с нами нет рядом, чтить память о них.

5. Творим в тетради

В «помощнице» выполните Задание 1. Внимательно прочитайте это задание. Напишите виды памяти. Сравните с учебником.

6. Разминочка «Тренируем память»

Сколько будет пятью пять?

Какой главный город в нашей стране?

Февраль – это весенний или зимний месяц?

Кто опасен зайцу?

Кто такие хищники?

Сколько тебе будет лет, когда ты перейдёшь в четвёртый класс?

Кто такой крокодил?

Какой сегодня день недели?

Где растут овощи?

Как зовут твоего близкого друга/подругу?

С кем ты сегодня повстречался/-ась на улице?

Как называется лес, в котором растут сосны?

Как зовут директора школы?

Какие реки Казахстана ты знаешь?

Как называется урок, задание которого ты выполняешь?

Как зовут твою любимую учительницу?

Самая большая ценность в твоей жизни

(Это задание имеется в тетради «Моя помощница». По ходу урока правильные ответы детей записываются в тетрадь).

7. Домашнее задание

В «Азбуке» прочитайте стихотворение В.Лугового «Забыл». Порассуждайте над его содержанием. Ответьте на вопросы учебника.

8. Круг «От сердца к сердцу»

Я уверена, что сегодня на уроке «Самопознание» вы узнали много нового, интересного, необычного. Желаю вам, чтобы знания, полученные на уроке, не лежали бесполезным грузом в кладовой памяти, постепенно забываясь, а активно использовались вами на ваше благо. Напоследок открою вам еще одну маленькую тайну. Когда запоминаете что-то, запоминайте на всю жизнь, а не только до определенного дня. Тогда ваша память будет служить вам во много раз лучше.

Давайте проговорим фразу: «Сегодня лучше всего я запомнил…» (Дети завершают фразу).

Самопознание, поурочные планы для 3 класса

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь