Урок 21 Тема: Умники и умницы

0
798
Казахстан

Цели урока:

систематизация и обобщение понятий и ценностей, приобретенных учащимися на уроках «Самопознание» в контексте изученного раздела программы;

привитие детям понимания, что знания – это истина, которая рождается внутри человека благодаря его любви к учению и жажде познания.

Методы: беседа, рассказ, объяснение, работа с книгой, игра, упражнение, практическая работа.

Ресурсы: учебник, тетрадь «Моя Помощница», разрезанные на части открытки или другие картинки, небольшие листочки бумаги, разрезанный текст, лист для его наклеивания, «Шелковый орден умника/-цы».

Ход урока

1. Круг радости

Здравствуйте, дорогие ребята! Как я рада вас видеть.

Подойдите, пожалуйста, к окошку. Посмотрите на мир. Полюбуйтесь, как красиво в окружающей нас Вселенной. Все живое радует взоры человека, ласкает человека. Как это здорово, что и птицы, и растения, и животные, и горы, и реки, и все-все то, что мы пока не видим перед собой – радует нас, одухотворяет нас, обогащает нашу жизнь. Это необыкновенно, уметь чувствовать и понимать природу, а также жить в мире и согласии с Матушкой-Природой.

Наш «круг радости» приглашает вас, дети, в свои объятия. Возьмемся дружно за руки. А теперь поприветствуем весь мир вокруг нас такими добрыми и хорошими словами:

Спасибо скажем мы не раз

Всему живому вокруг нас:

Как хорошо на свете жить,

Как хорошо уметь дружить!

Молодцы! А теперь давайте обнимемся друг с другом. Пожелаем друг другу здоровья, счастья и успехов в учебе. А еще скажем друг другу: «Ты – умник!», «Ты – умница!» Молодцы!

2. Минутка тишины

Ребята! А сейчас я приглашаю вас в мир «минутки тишины». А для этого вы можете сесть так, как будет удобно. Если захотите, то можете закрыть глазки.

Мы находимся в очень красивом месте, которое нам подарила Матушка-Природа. Взор ласкает зеленая травка, благоухающие цветы, стройный ряд деревьев. Вокруг этой красоты царит необыкновенная хрустальная тишина (пауза). Мы смотрим в чистое и голубое небо, на котором после дождичка не осталось ни одного облачка (пауза). По всему небу развернулась чудесная семицветная радуга (пауза). Радуга изумительна, потому что она – творение Матушки-Природы. Радуга переливается разными цветами. Ее удивительные краски: голубые, красные, желтые, зеленые, фиолетовые – светятся необычно, сказочно, дивно (пауза). Радуга дарит радость всем людям на Земле. Запомним ее чудесные, волшебные цвета (пауза). Мы смотрим очень внимательно на радугу и чувствуем, что нам хочется стать верным и большим другом Матушки-Природы. Еще раз внимательно посмотрим на радугу, прикоснемся бережно к ее удивительным краскам (пауза). Очень хочется улыбнуться радуге, сказать ей, что она чудесна и прекрасна (пауза). Радуга подарит нам свои разноцветные ленточки, которые мы сохраним в своей памяти. Скажем радуге: «Спасибо, красавица!» А она в ответ подарит нам разноцветную радужную дорожку в наш любимый класс, по которой мы пойдем радостно и уверенно. Мы пришли в свой класс. Сели удобно за свои парты. А сейчас медленно откроем глазки, потянемся ручками вверх, в стороны. Молодцы!

3. Поговорим

Мы уже знаем с вами, дети, что главное в жизни человека – это присвоение им духовных ценностей своего народа и всего человечества. Благодаря познанию общечеловеческих духовных ценностей, мы становимся лучше, красивее, добрее изнутри. При этом преображается весь наш внутренний мир, чувства, эмоции, мысли и слова. Самое главное, что мы начинаем с удовольствием общаться с окружающим нас миром, делиться с ним частичками своей души и сердца, тепла и любви.

У многих из вас, ребята, есть дома животные, которых вы очень любите. Вы чувствуете, как ваши питомцы тоже любят вас, как они вам преданны. Природа не дала им возможности сказать об этом словами. Наши меньшие братья не могут говорить. Этот дар дан только человеку. Так же как и возможность получать знания. Свет знаний мы должны получать, чтобы передавать их последующим поколениям. При помощи знаний человек улучшает условия своей жизни, изучает другие планеты и миры, изобретает новую совершенную технику, которая освободит человечество от механической работы для того, чтобы это время люди могли использовать для новых замечательных открытий и свершений, двигающих собственно прогресс всей цивилизации.

4. Игра-упражнение «Умники и умницы»

А сейчас с любовью в сердце, с миром в душе приступим к началу игры-упражнения, при помощи которой мы будем продолжать вносить в нашу душу свет знаний, тренировать и развивать свой интеллект. Но будем делать это весело и с юмором. Поиграем в интеллектуальную игру, которая называется «Умники и умницы». Для этого нам нужно класс поделить на команды. Прежде чем произойдет деление, каждый из детей получит часть какой-либо картинки. Собрав затем всю картинку в одно целое, мы узнаем, с кем каждый из вас будет творить в команде. (Дети приступают к выполнению задания).

Учитель заранее готовит открытки либо другие картинки по количеству команд, затем разрезает их на столько частей, сколько человек планируется участников игры.

Команды, пожалуйста, займите свои места. Посовещайтесь, пожалуйста, между собой. А теперь ответьте, что мы тренировали в самом себе, собирая эти картинки? (Ответы детей).

Конечно же, мы тренировали собственное терпение, внимание и память. А теперь мы перейдем к первому туру игры, который называется «Угадай с первых слов».

1 тур. «Угадай с первых слов»

Ведущий называет по очереди слова пословицы, играющие должны отгадать пословицу. Кто быстрее узнает, и продолжит пословицу тот – выиграл.

Худой мир лучше доброй ссоры.

При солнышке – тепло, при матери – добро.

Одна лисица семерых волков проведет.

Лисе хвост не для красы нужен.

Мороз не велик – стоять не велит.

С трусливым да болтливым в беду попадешь.

2 тур. «Сочинялки»

Сочините вредный совет на темы:

1 команда – «Совесть», «Лень»;

2 команда – «Правила поведения в гостях», «Вежливость».

3 тур. «Собиралки»

Команды должны собрать текст из отдельных предложений. Для этого необходимо наклеить предложения на лист бумаги. Затем один человек читает этот текст. Вся команда организует выступление, объясняющее скрытый поучительный смысл этого текста. Время для выполнения данного задания ограничено – пять минут.

Для первой команды:

И хвост оторвался от головы и пополз вперед.

Голова сказала: «Разойдемся!»

Но только отполз от головы, как попал в трещину и провалился.

Голова сказала: «Ты не можешь ходить спереди, у тебя нет глаз и ушей».

Змеиный хвост заспорил с головой о том, кому ходить спереди.

Хвост сказал: «А зато во мне сила, я тебя двигаю; если захочу да обернусь вокруг дерева, ты с места не стронешься».

Змеиный хвост заспорил с головой о том, кому ходить спереди. Голова сказала: «Ты не можешь ходить спереди, у тебя нет глаз и ушей». Хвост сказал: «А зато во мне сила, я тебя двигаю; если захочу да обернусь вокруг дерева, а без меня ты и с места не стронешься». Голова сказала: «Давай тогда разойдемся!» И хвост оторвался от головы и пополз вперед. Но только он отполз от головы, как попал в трещину и провалился.

Для второй команды:

Сосед сказал: «Так разорвите пополам все платья, разбейте пополам всю посуду, разрежьте пополам всю скотину».

Когда отец умер, сыновья не могли разделиться без спора.

Он сказал им: «Умру, разделите все пополам».

Братья послушались соседа, и ничего у них не осталось.

У одного отца было два сына.

Сосед спросил у них: «Как вам отец велел делиться?»

Они пошли судиться к соседу.

Они сказали: «Он велел делить все пополам».

У одного отца было два сына. Когда отец умер, сыновья не могли разделиться без спора. Они пошли судиться к соседу. Сосед спросил у них: «Как вам отец велел делиться?» Они сказали: «Он велел делить все пополам». Сосед сказал так: «Так разорвите пополам все платья, разбейте пополам всю посуду, разрежьте пополам всю скотину». Братья послушались соседа, и ничего у них не осталось.

4 тур.

Придумать и нарисовать эмблему для слова:

1 команда – «Трудолюбие»;

2 команда – «Щедрость».

Жюри подводит итоги. За верное составление текста и его объяснение команда получает пять баллов. Затем жюри подводит итоги, называя команду–победительницу. Каждый член команды или команда получает «Шелковый Орден умника/-цы». Желательно, чтобы «Ордена» умников и умниц были разного цвета.

5. Обратимся к учебнику

Молодцы, ребята! Вы настоящие умники и умницы.

Про умников и умниц с большой любовью говорит наш друг «Азбука Самопознания». Откройте ее страничку. Давайте вместе прочитаем, кто такие умники и умницы. Запомним, что это говорится про вас, дорогие мальчики и девочки.

Умники и умницы – это мальчики и девочки, которые любознательны, целеустремленны, им интересны тайны человечества, секреты мира и Вселенной.

А знаете, ребята, как еще называют детей, которые умники и умницы? В «Азбуке» есть замечательное стихотворение Ю.Кушака, которое называется «Почему?» Прочитаем?!

Почему кругом загадки,

Почему?

В поле, в роще и на грядке –

Почему?

Почему не тут тутовник,

Не метёт полы половник,

Не шипит в саду шиповник –

Почему?

Почему весна бывает,

Всех прохожих раздевает –

Почему?

Почему лохмата тучка,

А не лает, словно Жучка,

Почему я Почемучка?

Почему?

Да потому, что – Умничка!

О чем это стихотворение?

На какой вопрос самопознания вы получили ответ? (Ответы детей).

6. Домашнее задание

В «Азбуке» внимательно прочитайте сказку, которая называется «Умная внучка». Ответьте на вопросы «Азбуки» (Задание 2).

В рубрике «В часы досуга» вам предлагаются народные шутки. Прочитайте их внимательно. Подумайте и поразмышляйте, почему люди разных стран и народностей ценят умных, а смеются над глупыми.

В тетради «Моя помощница» выполните Задание 1. Это задание вам желательно выполнить после того, как вы прочитаете сказку «Умная внучка» .

7. Круг «От сердца к сердцу»

Сегодня у нас получился очень творческий урок «Самопознание». Все вы стали активными участниками настоящего рыцарского турнира – интеллектуального. Важно, что вы – умники и умницы. И этот день подтвердил вашу силу и ваши знания. Важен и опыт сегодняшнего урока, потому что он останется с вами навсегда. Я думаю, что у всех у вас очень много впечатлений. Я предлагаю ими поделиться. (Дети по кругу обмениваются впечатлениями).

Самопознание, поурочные планы для 3 класса

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь