УРОК 131. ГЛАГОЛ. ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5 КЛАССЕ

0
425
информация

1. «Угадай-ка!»

– Отгадайте часть речи:

1) эта часть речи может быть любым членом предложения, может изменяться по падежам, числам, но не по родам; обозначает предмет;

2) эта часть речи не обозначает ни предмет, ни число, ни действие; изменяется по падежам, числам и родам; может иметь степени сравнения;

3) эта часть речи ничего не называет, а только указывает, заменяет другие части речи;

4) эта часть речи всегда пишется раздельно с НЕ кроме случаев, когда без НЕ не употребляется; обозначает действие.

2. Работа с теоретическими сведениями.

– Назовите постоянные и непостоянные признаки глагола. Скажите, что они обозначают, и приведите примеры.

Учащиеся могут опираться на теоретические сведения на с. 192 учебника.

3. «Объясни ошибку!»

Один школьник написал: Волна – красавится. Что с чем он перепутал? Как вы объяснили бы ему его ошибку? Попробуйте сами написать без ошибок под диктовку такие примеры.

У колодца расколоться

Так хотела бы вода,

Чтоб в болотце с позолотцей

Отразились провода.

Так хотела бы водица

Убегать и расходиться.

(В. Хлебников.)

Очень знать нам хочется,

Звездная Медведица,

Как вам ночью ходится,

Как вам ночью ездится…

(В. Маяковский.)

Мы вас ждем, товарищ птица,

Отчего вам не летится?

(В. Маяковский.)

4. Работа с таблицей (по упражнению 459).

5. Лингвистические задачи.

1) Почему глаголы терпеть, зависеть относятся к исключениям, а глаголы греметь, звенеть, скрипеть, гореть и др. не входят в исключения, хотя являются глаголами II спряжения?

2) Почему считаются исключениями глаголы дышать, гнать, держать, слышать, а глаголы молчать, кричать, ворчать и др., не являясь исключениями, относятся ко II спряжению?

Ответ: эти глаголы не являются исключениями, так как имеют ударные окончания и трудностей с определением спряжения не возникает.

6. Исследовательская работа.

– Пользуясь схемой, сформулируйте правило. Проверьте на различных примерах.

[Й] Е

глаг. наст. вр.

Ответ: если основа настоящего времени имеет конечный согласный «й», то глагол относится к I спряжению и имеет в личных окончаниях Е.

7. Упражнение 460 (комментированное письмо).

8. Самостоятельная работа (по упражнению 461).

9. Итог урока.

Игра на внимательность. Учитель называет признак глагола. Задача учащихся – привести пример.

Домашнее задание: упражнения 457, 458.

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь