1. «Угадай-ка!»
– Отгадайте часть речи:
1) эта часть речи может быть любым членом предложения, может изменяться по падежам, числам, но не по родам; обозначает предмет;
2) эта часть речи не обозначает ни предмет, ни число, ни действие; изменяется по падежам, числам и родам; может иметь степени сравнения;
3) эта часть речи ничего не называет, а только указывает, заменяет другие части речи;
4) эта часть речи всегда пишется раздельно с НЕ кроме случаев, когда без НЕ не употребляется; обозначает действие.
2. Работа с теоретическими сведениями.
– Назовите постоянные и непостоянные признаки глагола. Скажите, что они обозначают, и приведите примеры.
Учащиеся могут опираться на теоретические сведения на с. 192 учебника.
3. «Объясни ошибку!»
Один школьник написал: Волна – красавится. Что с чем он перепутал? Как вы объяснили бы ему его ошибку? Попробуйте сами написать без ошибок под диктовку такие примеры.
У колодца расколоться
Так хотела бы вода,
Чтоб в болотце с позолотцей
Отразились провода.
Так хотела бы водица
Убегать и расходиться.
(В. Хлебников.)
Очень знать нам хочется,
Звездная Медведица,
Как вам ночью ходится,
Как вам ночью ездится…
(В. Маяковский.)
Мы вас ждем, товарищ птица,
Отчего вам не летится?
(В. Маяковский.)
4. Работа с таблицей (по упражнению 459).
5. Лингвистические задачи.
1) Почему глаголы терпеть, зависеть относятся к исключениям, а глаголы греметь, звенеть, скрипеть, гореть и др. не входят в исключения, хотя являются глаголами II спряжения?
2) Почему считаются исключениями глаголы дышать, гнать, держать, слышать, а глаголы молчать, кричать, ворчать и др., не являясь исключениями, относятся ко II спряжению?
Ответ: эти глаголы не являются исключениями, так как имеют ударные окончания и трудностей с определением спряжения не возникает.
6. Исследовательская работа.
– Пользуясь схемой, сформулируйте правило. Проверьте на различных примерах.
[Й] Е
глаг. наст. вр.
Ответ: если основа настоящего времени имеет конечный согласный «й», то глагол относится к I спряжению и имеет в личных окончаниях Е.
7. Упражнение 460 (комментированное письмо).
8. Самостоятельная работа (по упражнению 461).
9. Итог урока.
Игра на внимательность. Учитель называет признак глагола. Задача учащихся – привести пример.
Домашнее задание: упражнения 457, 458.