УРОК 13. ОБЩЕУПОТРЕБИТЕЛЬНЫЕ СЛОВА И ПРОФЕССИОНАЛИЗМЫ

0
382
программирование

1. Словарная работа.

На доске написаны слова:

Украинский, легкоатлет, избалованный, уморенный, полудремота, украинец, жалюзи, мизантропия, звонит, медикаменты.

– Сейчас я прочитаю текст, в котором будут употреблены эти слова. Ваша задача – услышать и запомнить их произношение.

Украинский легкоатлет, избалованный вниманием, уморенный бесцеремонными журналистами, находился в состоянии полудремоты. Когда в дверь гостиничного номера позвонили, украинец поднял жалюзи и в приступе мизантропии, теряясь в догадках, кто же звонит, пошел открывать. На пороге стояла женщина гренадерского роста, держа в руках коробку с медикаментами.

После прочтения текста учащиеся хором читают слова, написанные на доске, объясняют написание подчеркнутых букв, значение непонятных слов, проставляя ударения. Листы сдаются учителю.

2. Определение целей урока.

Учитель записывает на доске слово компас и подчеркивает буквы О и А. Написание какой буквы может вызвать у нас сомнения? (Буквы а.) Почему? (Она без ударения.)

– Если бы вы были моряком, то ответили бы по-другому. Почему?

– Дело в том, что произносить это слово с ударением на первом слоге – общепринято. На последнем же слоге ставят ударение только моряки.

– Слова, связанные с определенной профессией, называются профессионализмами.

– Сегодня на уроке мы сравним эти слова с общеупотребительными, рассмотрим их назначение.

Учащиеся записывают тему урока.

3. Работа с учебником.

– На стр. 29 учебника прочитайте о профессионализмах.

– Вспомните, что такое многозначные слова.

– В чем комичность рисунка, изображенного на стр. 30 учебника?

– Что означают общеупотребительные слова «ковш» и «башмак»? А специальные?

4. Игра «Кто вперед?»

Упражнение 68.

I в а р и а н т – 1-й и 2-й столбец.

II в а р и а н т – 3-й и 4-й столбец.

5. Самостоятельная работа.

Упражнение 70.

6. Итог урока.

– Прослушайте текст и скажите, нужны ли профессионализмы. Обоснуйте свой ответ.

Вся морская терминология, так же как и разговорный язык моряков, великолепна. Почти о каждом слове можно писать поэмы, начиная от «розы ветров» и кончая «гремящими сороковыми широтами» (это не поэтическая вольность, а наименование этих широт в морских документах).

А какая крылатая романтика живет во всех этих фрегатах и баркантинах, шхунах и литперах, вантах и реях… гуле машинных турбин, сиренах, кормовых флагах, полных штормах, тайфунах, туманах, ослепительных штилях, плавучих маяках, «приглубых» берегах и «обрубистых» мысах, узлах и кабельтовых – во всем том, что Александр Грин называл «живописным трудом мореплавания».

Язык моряков крепок, свеж, полон спокойного юмора. Он заслуживает отдельного исследования, так же как и язык людей многих других профессий.

(По К. Паустовскому.)

Домашнее задание: расспросите своих родителей об их профессиях, узнайте, какие специальные слова они употребляют. Напишите небольшой рассказ о профессии одного из родителей, используя профессионализмы.

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь