Цели: уточнить представление учащихся о роли имен существительных, имен прилагательных и глаголов в речи; формировать умение выделять части в повествовательном тексте.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
– Прочитайте, как вы просклоняли имена существительные стол, окно, доска.
– Что значит «просклонять слово»?
III. Работа над изложением.
1. Целевая установка.
– Сегодня мы будем учиться точно употреблять слова в тексте. Почему это важно уметь делать?
– Сейчас мы прочитаем текст «Длиннохвостые разбойницы» и найдем в нем слова, которые помогают точно, ярко представить случай, описанный автором.
2. Знакомство с содержанием текста. (упр. 449.)
– Что услышали автор и его спутник, когда шли по тропинке?
– Что значит «тревожно застрекотали»?
– Каким близким по смыслу словом можно заменить слово тревожно? (Беспокойно.)
– С помощью какой части речи автор описывает действия зайца и сорок?
– Назовите глаголы, которые употребил автор.
– Как автор передал свое отношение к зайчонку? (Маленький, серенький комочек.)
– Сравните слова крошечный – маленький, заметила – увидела, непременно – обязательно. Что вы можете о них сказать?
3. Беседа по вопросам, данным в учебнике.
4. Работа над структурой текста.
– Сколько частей в тексте?
– Как вводная часть связана с основной? (При помощи слова вдруг.)
– Какой смысл имеет заключительная часть? (Выражается уверенность, что зайчиха-мать обязательно найдет зайчонка.)
5. Пересказ текста.
6. Орфографическая подготовка.
На доске записаны слова: впереди, застрекотала, мечется, наскакивает, непременно, видим.
7. Повторное чтение текста.
8. Самостоятельная запись текста учащимися.
9. Проверка по учебнику.
IV. Итог урока.
– Чему учились на уроке?
Домашнее задание. Из книги для чтения выписать два предложения, определить падежи существительных.