Ц е л ь: помочь учащимся понять признаки глаголов в прошедшем времени; научить разбирать глаголы в прошедшем времени по составу.
Х о д у р о к а
I. Орфографическая минутка.
Заболел, побелила, вредил, свалила, отводили, волновал, подарили, позвонил, прокатились, укололся, ночевали, пас.
– Докажите правописание «ошибкоопасных» мест.
II. Актуализация опорных знаний.
– Что общего у всех глаголов, которые вы написали?
– Как вы это определили?
– Какая морфемная особенность почти у всех глаголов в прошедшем времени? (Суффикс )
– У какого глагола нет этого признака? (Пас.)
– Образуйте инфинитив от глаголов: пас, вез, нес. Что заметили? ( )
– Сделайте вывод.
В ы в о д: у глаголов в неопределенной форме с суффиксом -ти в прошедшем времени в мужском роде отсутствует суффикс -л-.
– На какие группы вы бы разделили эти глаголы?
– Какая особенность у глаголов женского рода? Мужского? Множественного числа?
– Вспомните, какое окончание имеют глаголы прошедшего времени единственного числа среднего рода.
III. Формирование новых знаний.
1. Р а б о т а с т а б л и ц е й на с. 71.
– При помощи какого суффикса образуются глаголы прошедшего времени?
– Понаблюдайте, сохраняется ли глагольный суффикс в прошедшем времени перед суффиксом -л-.
– Прочтите сведения о языке. Приведите примеры.
2. В ы п о л н е н и е на доске упражнения 41 на с. 71 по заданию учебника.
3. Н а б л ю д е н и е над образованием глаголов прошедшего времени от инфинитива на -чь (-чи).
– Образуйте форму прошедшего времени от глаголов: беречь, стеречь, увлечь.
– Что заметили? (Чередование конечного согласного корня.)
– Сделайте вывод. Сравните его со сведениями о языке на с. 72.
IV. Закрепление.
– Запишите только глаголы прошедшего времени в столбик.
Учитель д и к т у е т.
Испек, говорит, закричит, вылетел, поговорила, прошумит, летела, стоял, читает, выстроили.
– Рядом в скобках напишите грамматические признаки этих глаголов, докажите, выделив в них морфемы.
О б р а з е ц:
(гл., пр. в., ед. ч., м. р.).
(гл., пр. в., ед. ч., ж. р.).
V. Итог урока.
– Как определить прошедшее время глагола?
– Как по окончанию определить грамматический признак?
– Что нового узнали на уроке?
Домашнее задание: упражнение 43, с. 72.