УРОК 115. РАЗВИТИЕ РЕЧИ. РАССУЖДЕНИЕ

0
476
window

1. Беседа.

– Какие типы речи вам известны?

– Какой тип речи вы используете, когда рассказываете своему другу о каникулах? О картине, которую видели на выставке? Во время спора?

– Что такое спор?

По толковому словарю С. И. Ожегова, спор – словесное состязание, обсуждение чего-нибудь, в котором каждый отстаивает свое мнение.

– Как взаимосвязаны понятия спор и рассуждение?

(Каждый спорщик ведет рассуждение.)

– Расположите элементы рассуждения в нужном порядке: вывод, тезис, аргументы.

– Поясните каждый элемент.

2. Работа с текстами.

1) Прослушайте текст. Скажите, о чем спорят герои. Сколько точек зрения высказано? Какие доказательства приводятся?

Дядя Федор говорит:

– Корова государственная. Значит, и теленок государственный.

А кот не согласен:

– Корова действительно государственная. Но все, что она дает, – это наше. Вот если мы холодильник напрокат берем, он чей?

– Государственный.

– Правильно. А мороз, который он вырабатывает, чей?

– Мороз наш. Мы его для мороза и берем.

– Вот и здесь так же. Все, что корова дает, нам принадлежит. Для этого мы ее и брали.

– Но брали-то мы одну корову. А теперь у нас две получилось. Раз корова не наша, значит, и теленок не наш.

2) Прослушайте диалог. Что это: спор или ссора? Обоснуйте.

Проходящий мальчик задевает плечом другого.

– Не цепляйся!

– Кто цепляется?

– Ты цепляешься!

– Я не цепляюсь! Ты сам цепляешься!

– Я цепляюсь?

– Да. Ты!

– Да знаешь… Знаешь ты кто? – толкает его.

– Ты сам! – и тоже толкает.

3. Творческая работа.

– Попробуйте о чем-нибудь поспорить.

Учащиеся в парах выбирают предмет спора и обсуждают его. Затем некоторые из них представляют спор классу. Остальные обсуждают плюсы и минусы каждого спора.

4. Самостоятельная работа.

– Сравните рассуждения. Определите, в каких рассуждениях один тезис, в каких несколько. Как построить дискуссионное рассуждение?

Человек и природа

1. Человек – друг природы. Он орошает засушливые степи, осушает гнилые болота. Человеческими мудрыми руками выращиваются леса, поворачиваются вспять реки. Везде видна человеческая забота о природе.

2. Человек – враг природы. Он потребляет, уничтожает то, что тысячелетиями создавала природа. Он свел с лица земли многие редкие породы животных и растений, опустошает недра планеты, загрязняет реки, моря и озера. Нет врага злее, чем человек.

– Составьте и запишите дискуссионное рассуждение, используя данный материал.

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь