Урок № 11. Разнообразие горных пород.

0
34

Цель: познакомить учащихся с классификацией горных пород и минералов, их происхождением и распространением в земной коре.

Оборудование: раздаточный материал «Горные породы и минералы», учебник.

Ход урока.

I. Орг.момент.

II. Проверка домашнего задания.

1. Каково строение земной коры?

2. Дать характеристику мантии, ядру.

3.Что называют горными породами и минералами.

4.На какие группы делят горные породы и минералы?

ΙΙΙ. Изучение нового материала.

– Скажите, а что вы знаете о горных породах?

– . Чтобы вы хотели узнать нового о горных породах сегодня на уроке?

– Где встречаются эти горные породы?

– Учащиеся рассказывают, что они знают о породах и где они встречаются.

– Ребята, а теперь назовите мне тему нашего урока. (Горные породы и минералы)

Мы продолжаем путешествовать по стране Географических знаний. На прошлом уроке мы путешествовали с вами по горным странам, где есть вулканы и гейзеры. Наше путешествие сегодня будет в страну камня, где мы узнаем много интересного и занимательного.

На ваших столах с одной стороны – гранит, а с другой – полевой шпат, слюда, кварц.

Гранит – это горная порода, а остальные – это минералы. Чем они отличаются?

– А теперь подумайте, где образуются магматические породы? (Внутри земной коры)

– Какая там температура, давление? (Большое).

– А что будет, если их перенести в другие «враждебные» условия низкой температуры и давления?( Разрушатся и превратятся в осадочные).

– А что будет с осадочными породами, если они окажутся на большой глубине засыпанными другими породами? (Изменятся).

– Горные породы, которые претерпели изменения называются метаморфическими.

Практическая работа № 6.

Тема: «Определение горных пород своей местности по образцам».

Цель: сформировать простейшие навыки определения горных пород.

Оборудование: образцы горных пород.

1.Свойства горных пород.

1) Цвет. Описывая цвет, следует стремиться к возможно более точному описанию цвета. Если минерал или горная порода меняют цвет, то указать характер смены окраски.

2) Прозрачность – способность минерала пропускать свет. Выделяют непрозрачные – не пропускающие солнечный свет, прозрачные – пропускающие солнечный свет подобно обычному стеклу, полупрозрачные или просвечивающие – пропускающие свет подобно матовому стеклу.

3) Блеск показывает способность преломлять свет. Выделяют минералы с металлическим блеском, стеклянным, перламутровым, восковым, без блеска – матовые.

4) Излом определяется поверхностью, по которой раскалывается минерал. Излом бывает: раковистый (обсидиан, кремень), неровный (гранит). Для горных пород излом может быть – зернистый, занозистый, игольчатый, землистый.

5) Твердость – способность противостоять внешнему механическому воздействию. Существует шкала твердости, куда входят 10 минералов.

– Для определения твердости можно пользоваться распространенными предметами:

1 – графит; 2 – 2,5 – ноготь;

4 – железный гвоздь; 5 – стекло;

5,5 – 6 – стальной нож, игла; более твердые предметы

Задание 1. Пользуясь учебником и образцами горных пород заполнить таблицу.

магматические

Осадочные

метамор

фические

Глубинные

Излившиеся

неорганические

Органические

Гранит

Базальт, пемза

обломочные

химические

Мел, известняк, ракушечник,

торф, уголь,

нефть

Мрамор, кварцит, гнейс

Гравий, галька, щебень, песок, глина

Гипс, калийная, поваренная соль

Закрепление.

1.На какие три группы делят все горные породы?

2. На какие группы делят осадочные породы, приведите примеры.

3.Как образуются метаморфические горные породы?

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь