Цель: 1. формирование знаний об окончании, как об изменяемой части слова, которая служит для образования новых слов. Закрепление знаний о корне слова, об однокоренных словах
развитие коммуникативной компетентности
трудовое воспитание
Ход урока
Оргэтап
Отчет дежурного
Я (Ф.И. учащегося ) дежурная по классу. Мне …. лет, я учусь в 6 «Б» классе. Сегодня на уроке присутствуют все, отсутствующих нет.
Сегодня октября, день недели – . Погода сегодня_____________.
Этап проверки домашнего задания
Русская речь: учебник для 6 класса общеобразовательной школы с казахским языком обучения/ Г.Ф.Гуревич, Р.И.Бекишева, Р.К.Шаймакова. 3-е изд.. доработ. – Алматы: Атамура, 2011. – 272 с. Упражнение №
Этап проверки знаний
На доске нарисована схема.
Кто объяснить мне эту схему?
Ученики: отвечают
Учитель: На какие части делятся слово?
Что такое окончание?
Что такое нулевое окончание?
Что такое основа?
Что входят в основу?
- Этап подготовки к активному усвоению знаний.
Открыли тетради, запишите число и тему урока «Однокоренные слова и формы слов».
Выпишите однокоренные слова и выделите общую часть (корень)
Лететь, прилететь,
Улететь, вылететь,
Полететь, долететь,
Перелететь, перелетная,
Летчик.
Кроме корня есть приставка, суффикс, окончание.
-Значит, корень у этого чудесного дерева -лет-
-Чем отличаются эти слова друг от друга?
(по составу (структуре) и значению (семантике) )
-однокоренные слова имеют разный состав, т.е. кроме корня имеют приставку, суффикс, окончание и значение разное.
Например: лететь – движение, передвижение по воздуху
перелетная – о птицах, которые улетают в теплые края
летчик- тот, кто управляет самолетом
Наш урок состоит из 2-х этапов:
I этап. Наблюдательная.
Рядом с первым столбиком запишем ещё 2 слова в разных падежах.
лететь лес лесной
прилететь леса лесного
улететь лесу лесному
вылететь лесом лесным
полететь о лесе о лесном
долететь
перелететь
перелетная
летчик
Сравните слова в 3-х столбиках.
В первом столбике однокоренные слова, а во втором и третьем изменяется окончание (грамматическое значение ), а лексическое значение остается тем же
-это формы одного и того же слова
5. этап объяснения новой темы
Слово учителя
Окончание – это изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении.
Окончание обозначает: у имени существительного – падеж и число (без предлога или вместе с ним), у имени прилагательного – род, падеж и число, у глаголов в настоящем и будущем времени – лицо и число, а в прошедшем времени – род и число.
Большинство окончаний можно увидеть (дома, домом, и т.д.), но есть
окончания-«невидимки» (дом ), они называются нулевыми.
При изменении слова получаются формы этого же слова; изменяется только его грамматическое значение, а лексическое остается тем же самым, например: звонить, звонит, звонят; правильный, правильная, правильные; телефон, телефона, телефону.
Вывод: (образец рассуждения)
Конспект в тетрадь для правил
6. Этап закрепления новой темы
– делаем привал на этапе «Наблюдательная»
Используя образец рассуждения, скажите какие слова однокоренные, а какие стоят в разных формах одного и того же слова.
Работа по учебнику упражнение № 3 на странице 62
-Класс выполняет задание по рядам.
-Сначала в парах обсудите ход рассуждения.
I ряд II ряд III ряд
труд смелость ходим
Перевести на казахский язык, объяснить значение слов.
-Как вы понимаете выражение «Труд – корень всей нашей жизни». Докажите это.
-Человек не может жить без труда. Какое это прекрасное слово –труд!
-Без труда человек как без воздуха, без воды, без хлеба. Все что нас окружает создано трудом человека. Труд – корень не только слова, но и корень всей нашей жизни.
– Какие вы знаете пословицы и поговорки о труде?
Труд кормит, лень портит .
Без труда не вынешь и рыбку из пруда.
Трудиться, всегда пригодиться.
Следующий этап «Закрепительная» (по карточкам, по рядам)
-О чем это стихотворение? (о первом снеге)
Подобрать однокоренные слова к существительным и просклонять слово снег.
1 ряд
Что такое за окном? Окошко, оконный
Сразу в доме посветлело. Домик, домище, домовой
Это снег лежит ковром. Коврик, ковровый
Самый первый, самый белый!
(Е. Трутнева )
Подобрать однокоренные слова к выделенным прилагательным и образовать формы к слову шелковые, шелковым, о шелковых
2 ряд
Улыбнулись сонные березки. Сон, сонник, засоня
Растрепали шелковые косы шелка
Шелестят зеленые сережки, зеленеть, зеленка, зелень, зазеленела
И горят серебряные косы.
(С. Есенин )
– О чем стихотворение? (о березе)
-О чем говорится в стихотворении? (о родном крае )
3 ряд
Подобрать однокоренные слова к словам лесами, рекой, полями и образовать формы слова к слову родной.
Привет тебе, мой край родной, родного, родному, родным, родном
С твоими темными лесами, лесной, лесник, лесничество, лесистый
С твоей великою рекой речка, речной
И неоглядными полями. Поле, полянка, полечко
(С. Дрожжин )
Работа по учебнику упражнение № 4 на странице 63 (выполняют у доски)
К данным словам припишите справа другие формы этих же слов, затем подберите однокоренные слова и напишите их внизу.
Рисую, рисуем, рисуют дети, детей, детям
Рисунок, детство
Нарисовать детский
Радостный, радостное, радостные
Радоваться
Радость
Школьный, школьного, школьному, о школьном
Школьник
Школа
Пришкольный
Игра, игре, игры, игрой, о игре
Игрушка
Играют
Предлагаю коробочку по рядам
Ученики поочередно вынимают из коробочки карточки и диктуют классу записанные слова. Нужно распределить в два столбика родственные слова и формы одного и того же слова.
1 ряд 2 ряд 3 ряд
трава снег берёза
травы снежный берёзовый
травяной снега берёзы
травка снеговой подберёзовик
травушка снеговик берёзами
травой снегом берёзка
травами снегопад берёзонька
снегами о берёзе
7. Этап рефлексии. Итог урока.
–Что мы узнали об однокоренных словах и формах одного и того же слова (однокоренные слова имеют разный состав и разное лексическое значение, у формы одного и того же слова изменяется окончание т.е. грамматическое значение, а лексическое значение остаётся тем же.
8. Этап оценивания
9. Этап информированности о домашнем задании
Правило выучить. Упр. 5 стр.63. выделенные слова распределите в два столбика: однокоренные слова и формы одного и того же слова