Урок № 11 Однокоренные слова и формы одного слова

0
22

Цель: 1. формирование знаний об окончании, как об изменяемой части слова, которая служит для образования новых слов. Закрепление знаний о корне слова, об однокоренных словах

развитие коммуникативной компетентности

трудовое воспитание

Ход урока

Оргэтап

Отчет дежурного

Я (Ф.И. учащегося ) дежурная по классу. Мне …. лет, я учусь в 6 «Б» классе. Сегодня на уроке присутствуют все, отсутствующих нет.

Сегодня октября, день недели – . Погода сегодня_____________.

Этап проверки домашнего задания

Русская речь: учебник для 6 класса общеобразовательной школы с казахским языком обучения/ Г.Ф.Гуревич, Р.И.Бекишева, Р.К.Шаймакова. 3-е изд.. доработ. – Алматы: Атамура, 2011. – 272 с. Упражнение №

Этап проверки знаний

На доске нарисована схема.

Кто объяснить мне эту схему?

Ученики: отвечают

Учитель: На какие части делятся слово?

Что такое окончание?

Что такое нулевое окончание?

Что такое основа?

Что входят в основу?

  1. Этап подготовки к активному усвоению знаний.

Открыли тетради, запишите число и тему урока «Однокоренные слова и формы слов».

Выпишите однокоренные слова и выделите общую часть (корень)

Лететь, прилететь,

Улететь, вылететь,

Полететь, долететь,

Перелететь, перелетная,

Летчик.

Кроме корня есть приставка, суффикс, окончание.

-Значит, корень у этого чудесного дерева -лет-

-Чем отличаются эти слова друг от друга?

(по составу (структуре) и значению (семантике) )

-однокоренные слова имеют разный состав, т.е. кроме корня имеют приставку, суффикс, окончание и значение разное.

Например: лететь – движение, передвижение по воздуху

перелетная – о птицах, которые улетают в теплые края

летчик- тот, кто управляет самолетом

Наш урок состоит из 2-х этапов:

I этап. Наблюдательная.

Рядом с первым столбиком запишем ещё 2 слова в разных падежах.

лететь лес лесной

прилететь леса лесного

улететь лесу лесному

вылететь лесом лесным

полететь о лесе о лесном

долететь

перелететь

перелетная

летчик

Сравните слова в 3-х столбиках.

В первом столбике однокоренные слова, а во втором и третьем изменяется окончание (грамматическое значение ), а лексическое значение остается тем же

-это формы одного и того же слова

5. этап объяснения новой темы

Слово учителя

Окончание – это изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении.

Окончание обозначает: у имени существительного – падеж и число (без предлога или вместе с ним), у имени прилагательного – род, падеж и число, у глаголов в настоящем и будущем времени – лицо и число, а в прошедшем времени – род и число.

Большинство окончаний можно увидеть (дома, домом, и т.д.), но есть

окончания-«невидимки» (дом ), они называются нулевыми.

При изменении слова получаются формы этого же слова; изменяется только его грамматическое значение, а лексическое остается тем же самым, например: звонить, звонит, звонят; правильный, правильная, правильные; телефон, телефона, телефону.

Вывод: (образец рассуждения)

Конспект в тетрадь для правил

6. Этап закрепления новой темы

– делаем привал на этапе «Наблюдательная»

Используя образец рассуждения, скажите какие слова однокоренные, а какие стоят в разных формах одного и того же слова.

Работа по учебнику упражнение № 3 на странице 62

-Класс выполняет задание по рядам.

-Сначала в парах обсудите ход рассуждения.

I ряд II ряд III ряд

труд смелость ходим

Перевести на казахский язык, объяснить значение слов.

-Как вы понимаете выражение «Труд – корень всей нашей жизни». Докажите это.

-Человек не может жить без труда. Какое это прекрасное слово –труд!

-Без труда человек как без воздуха, без воды, без хлеба. Все что нас окружает создано трудом человека. Труд – корень не только слова, но и корень всей нашей жизни.

– Какие вы знаете пословицы и поговорки о труде?

Труд кормит, лень портит .

Без труда не вынешь и рыбку из пруда.

Трудиться, всегда пригодиться.

Следующий этап «Закрепительная» (по карточкам, по рядам)

-О чем это стихотворение? (о первом снеге)

Подобрать однокоренные слова к существительным и просклонять слово снег.

1 ряд

Что такое за окном? Окошко, оконный

Сразу в доме посветлело. Домик, домище, домовой

Это снег лежит ковром. Коврик, ковровый

Самый первый, самый белый!

(Е. Трутнева )

Подобрать однокоренные слова к выделенным прилагательным и образовать формы к слову шелковые, шелковым, о шелковых

2 ряд

Улыбнулись сонные березки. Сон, сонник, засоня

Растрепали шелковые косы шелка

Шелестят зеленые сережки, зеленеть, зеленка, зелень, зазеленела

И горят серебряные косы.

(С. Есенин )

– О чем стихотворение? (о березе)

-О чем говорится в стихотворении? (о родном крае )

3 ряд

Подобрать однокоренные слова к словам лесами, рекой, полями и образовать формы слова к слову родной.

Привет тебе, мой край родной, родного, родному, родным, родном

С твоими темными лесами, лесной, лесник, лесничество, лесистый

С твоей великою рекой речка, речной

И неоглядными полями. Поле, полянка, полечко

(С. Дрожжин )

Работа по учебнику упражнение № 4 на странице 63 (выполняют у доски)

К данным словам припишите справа другие формы этих же слов, затем подберите однокоренные слова и напишите их внизу.

Рисую, рисуем, рисуют дети, детей, детям

Рисунок, детство

Нарисовать детский

Радостный, радостное, радостные

Радоваться

Радость

Школьный, школьного, школьному, о школьном

Школьник

Школа

Пришкольный

Игра, игре, игры, игрой, о игре

Игрушка

Играют

Предлагаю коробочку по рядам

Ученики поочередно вынимают из коробочки карточки и диктуют классу записанные слова. Нужно распределить в два столбика родственные слова и формы одного и того же слова.

1 ряд 2 ряд 3 ряд

трава снег берёза

травы снежный берёзовый

травяной снега берёзы

травка снеговой подберёзовик

травушка снеговик берёзами

травой снегом берёзка

травами снегопад берёзонька

снегами о берёзе

7. Этап рефлексии. Итог урока.

Что мы узнали об однокоренных словах и формах одного и того же слова (однокоренные слова имеют разный состав и разное лексическое значение, у формы одного и того же слова изменяется окончание т.е. грамматическое значение, а лексическое значение остаётся тем же.

8. Этап оценивания

9. Этап информированности о домашнем задании

Правило выучить. Упр. 5 стр.63. выделенные слова распределите в два столбика: однокоренные слова и формы одного и того же слова

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь