Цели: подготавливать учащихся к усвоению правил действий с отрицательными числами; ввести понятие «изменение величин»; обобщить, систематизировать изученный материал по теме «Положительные и отрицательные числа»; воспитывать культуру общения.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Устный счет
1. Какое из неравенств верно: а > b или а < b? Если:
а) а > 0, b < 0; б) а < 0, b < 0; в) а > 0, b > 0; г) а < 0, b > 0.
2. Упростите: 1) 2,5 · х · 0,6 · 4; 2) 0,2 · 3,2 · у · 5; 3) 0,5 · а · 1,2 · 2; 4) 1,25 · 3 · 8 · b
3. Найдите массу 15 одинаковых деталей, если известно, что 9 таких деталей имеют массу 10,8 кг.
4. В школе 11/24 всех учащихся составляют ученики начальных классов. Сколько учеников в школе, если учеников начальных классов 220 человек?
5. В книжном шкафу на одной полке стоят два тома собрания сочинений одного писателя. Первый том стоит слева от второго, рядом с ним. В первом томе 230, а во втором 325 страниц. Сколько всего страниц между первой страницей первого тома и последней страницей второго? (Только переплеты.)
III. Сообщение темы урока
— Сегодня на уроке мы узнаем, что происходит с величинами, когда они изменяются и каким числом выражается изменение величины.
IV. Изучение нового материала
1. Подготовительная работа. Работа с моделью термометра.
— Покажите температуру 5°С, затем —7°С.
— Что произошло с температурой? (Она понизилась.)
— На сколько она изменилась? (На 12 градусов.)
— Покажите 2°С.
— Что сейчас произошло? (Температура повысилась на 9 градусов.)
2. Работа с учебником.
— Прочитайте § 30 в учебнике на стр. 167.
— Что может происходить с температурой? (Температура может как повышаться, так и понижаться.)
— Каким числом выражают повышение температуры? (Положительным числом.) Понижение температуры? (Отрицательным числом.)
— Что говорят, если температура повысилась на 10°С? (Изменение температуры равно 10°С или +10°С.)
— Что говорят если температура понизилась на 3°С? (Изменение температуры равно —3°С.)
— О каких величинах можно сказать, что они могут как увеличиваться, так и уменьшаться?
(Рассмотреть, например, движение по воде или доход в Сбербанке.)
— Какой вывод можно сделать? (Увеличение любой величины можно выразить положительным числом, а уменьшение — отрицательным.)
V. Закрепление изученного материала
1. № 1001 стр. 168 (устно по цепочке).
2. № 1002 стр. 168 (работа в парах, устная проверка).
— Что говорят в каждом случае?
— Кто не согласен с ответом товарища?
3. № 1003 стр. 168 (самостоятельно, устная проверка).
VI. Самостоятельная работа
(Взаимопроверка, выставление оценок.)
Вариант I. № 1005 (а, г), № 1004 (а, в) стр. 168.
Вариант II. № 1005 (б, в), № 1004 (б, г) стр. 168.
VII. Физкультминутка
VIII. Работа над задачей
1. № 924 стр. 154 (устно).
Решение:
Число экскурсантов делится и на 4, и на 6, то есть оно делится на 24. Среди чисел больших 40, но меньших 50, такое число одно: 48. Следовательно, экскурсантов 48.
(Ответ: 48 человек.)
2. № 925 стр. 154 (на доске и в тетрадях).
Решение:
1) 560 · 0,35 = 196 (кг) — семян собрали в первый день.
2) 196 : 7/8 = 224 (кг) — семян собрали во второй день.
3) 560 – (196 + 224) = 140 (кг) — семян собрали в третий день.
(Ответ: 140 кг.)
IX. Повторение изученного материала
1. Какие числа называются целыми? Приведите примеры целых чисел.
2. Сколько целых чисел расположено между числами:
а) 4 и 25; б) 13,5 и 22,2; в) -7,2 и -4,6; г) -25 и -12; д) -9,3 и 1,2; е) -17 и -5.
3. № 1012 стр. 170 (самостоятельно, устная проверка).
— Что сначала нужно сделать, чтобы выполнить данное задание?
— Привести дроби к новому общему знаменателю.
Решение:
X. Подведение итогов урока
— В каком случае изменение температуры положительно, а в каком случае — отрицательно?
— Что значит отрицательное изменение длины пружины?
— Каким числом выражается увеличение величины, а каким — уменьшение?
Домашнее задание
№ 1015-1017 стр. 170, 1019 (а) стр. 171.