Урок 103 РОЛЬ МЕСТОИМЕНИЙ В ПРЕДЛОЖЕНИИ

0
645
явления

Ц е л ь: добиться усвоения учащимися знания о членах предложения, которые могут быть выражены местоимениями.

Х о д у р о к а

I. Орфографическая минутка.

Павлиньи перья, кружились у пчельника, у Дарьи тюльпаны, вязать платье, шалунья Марья, друзья Ильи, воробьиное чириканье, нельзя гулять, вьются над мальвой.

II. Актуализация опорных знаний.

– Какие местоимения вы знаете?

– Исправьте ошибки в таблице:

– Определите лицо и число местоимений:

в а р и а н т I

д а, ну, он, но, вы, взо, ух, я, ты, при, они, без, мы.

в а р и а н т II

Вос, они, у, я, над, она, обо, оно, со, он, и, мы, ты.

В з а и м о п р о в е р к а.

III. Формирование новых знаний.

1. В ы п о л н е н и е упражнения 11 на с. 32 по заданию учебника.

– Какой частью речи выражено подлежащее во втором предложении?

2. Упражнение 12 на с. 32 учащиеся выполняют устно, по заданию учебника.

3. Упражнение 13 на с. 33 выполняется на доске.

– Какой частью речи выражено подлежащее в каждом предложении?

– Выполните дополнительное задание к упражнению.

– Сделайте вывод.

В ы в о д: подлежащее может быть выражено местоимением.

– Может ли сказуемое быть выражено местоимением? (Вопрос-ловушка.)

– А определение? Почему?

– А дополнение? Приведите примеры.

IV. Самостоятельная работа.

– Напишите предложения под диктовку.

– Выделите грамматическую основу.

Человек идет по лугу и спугивает сотни кузнечиков и жучков. Ласточка уже не ищет их в траве. Она летает около человека и ловит их на лету.

– Надпишите части речи над главными членами предложения.

V. Итог урока.

– Что нового узнали на уроке?

Домашнее задание: упражнение 14, с. 33.