Урок 103. ПОНЯТИЕ О ЧАСТЯХ РЕЧИ

0
629
программирование

Цели: познакомить учащихся с признаками, на основе которых слова объединяются в части речи; формировать умение распознавать части речи.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

– Какой интересный случай вы описали в своем рассказе?

2–3 ученика читают написанные рассказы, остальные высказывают свое мнение.

III. Минутка чистописания.

На доске запись:

ночь – 3

вьюга – 5

объяснил – ?

– Определите, какую цифру нужно поставить вместо вопросительного знака. Обоснуйте свой ответ. (В слове ночь три звука, поэтому стоит цифра 3. В слове вьюга пять звуков, отсюда цифра 5. В слове объяснил 8 звуков, значит, вместо вопроса нужно писать цифру 8.)

– Сегодня мы составим цепочку из букв алфавита, в которую войдут буквы, занимающие места под номерами данных цифр: 3, 5, 8. Какие это буквы? (В, д, ж.)

Вдж Жвд Джв Вдж …

– Определите порядок написания букв в цепочках и продолжите строчку до конца.

IV. Изучение нового материала.

Беседа по вопросам:

– Из чего состоит наша речь? (Наша речь состоит из слов.)

На доске записано предложение:

Старая волчиха жила в лесу под корнями большой ели.

– Прочитайте предложение.

– Назовите слова, отвечающие на вопрос кто? или что? (Кто? волчиха, что? лес, что? корни, что? ель.)

– Что обозначают данные слова и как они называются? (Слова, отвечающие на вопрос кто? или что?, обозначают предметы и называются именами существительными.)

– Найдите в предложении слова, которые отвечают на вопросы какая? какой? (Какая? старая, какой? большой.)

– Что обозначают слова, отвечающие на вопросы какой? какая? какое? какие?, и как они называются? (Слова, отвечающие на вопросы какой? какая? какое? какие?, обозначают признак предмета и называются именами прилагательными.)

– Найдите в предложении слово, которое отвечает на вопрос что делала? (Что делала? жила.)

– Что обозначают слова, отвечающие на вопросы что делала? что сделала? и т. д., и как они называются? (Слова, отвечающие на вопросы что делала? что сделала?, обозначают действие предмета и называются глаголами.)

– Какие слова в предложении не названы? (Не названы слова в, под.)

– Что вы о них можете сказать? (В, под – это предлоги. Предлоги служат для связи слов в предложении.)

– Имена существительные, имена прилагательные, глаголы и предлоги – это части речи. Все слова в русском языке являются какой-либо частью речи. Как определить, к какой части речи относится то или иное слово? (Чтобы определить, к какой части речи относится то или иное слово, надо задать к нему вопрос и узнать, что оно обозначает.)

– Прочитайте правило на с. 3–4.

– Какая часть речи не встретилась в предложении? (Местоимение.) С местоимениями мы познакомимся на следующем уроке.

V. Закрепление нового материала.

1. Упражнение в распознавании частей речи. (упр. 368, 370.)

2. Исключение лишнего слова из цепочки слов.

На доске записаны цепочки слов:

б..рёза, пч..ла, лё..кий, м..лина;

р..чистый, р..ка, п..лезный;

раз..яснить, д..н..сти, н..п..вать, р..зьба;

от, у, п..хучий, под;

п..ч..рка, п..рина, п..тнать, р..жок.

– Прочитайте цепочки слов.

– Найдите в каждой цепочке лишнее. Ответ обоснуйте.

– Напишите цепочки слов, исключив лишнее. Вставьте пропущенные буквы.

3. Подбор однокоренных слов. (упр. 369.)

VI. Итог урока.

– Назовите части речи. Приведите примеры.

– Как определить, к какой части речи относится то или иное слово?

Домашнее задание. Упражнение 371, правило, с. 3–4.