У р о к 98. УСТНАЯ НУМЕРАЦИЯ ЧИСЕЛ В ПРЕДЕЛАХ 20
Цели урока: закреплять знание учащимися нумерации чисел 11–20; показать место данных чисел на числовой прямой; продолжать работу над задачами и выражениями изученных видов, развивать мышление учащихся.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Каллиграфическая минутка.
1 8 1 8
2 0 2 0
III. Устный счёт.
2. Расположите буквы в порядке уменьшения значений выражений, и вы прочитаете фамилию знаменитого математика древних времен:
IV. Закрепление знания нумерации чисел от 11 до 20.
Учитель просит учащихся хором посчитать от 1 до 20.
Затем учитель на числовой прямой изображает числа от 0 до 20.
– Из расположенных на числовой прямой чисел назовите все четные.
– Назовите все нечетные числа.
– Назовите число, которое следует за числом 12.
– Число, которое предшествует числу 15.
– Число, которое на числовой прямой находится между числами 17 и 19.
– Назовите «соседей» числа 19.
– Назовите число, в котором:
1 десяток 5 единиц;
1 десяток 2 единицы;
1 десяток 9 единиц;
2 десятка.
– Посчитайте в обратном порядке числа от 20 до 10.
Далее устно разбираются задания 1, 2, 3 (с. 44 учебника, часть 2). Выполняя задания 2, 3 учащиеся могут использовать для помощи себе числовую прямую.
V. Работа над задачами.
Подготовка к решению составных задач.
– Прочитайте задачи из задания 5 (с. 44 учебника, часть 2).
– Что хотите сказать?
– Как вы думаете, связаны ли задачи между собой? (Да.)
– Проверим ваше суждение, решив первую задачу.
– Какое действие вы выберете для ее решения? (Вычитание.)
– Почему? (Так как у Кати на 2 значка меньше.)
– Запишите решение. (6 – 2 = 4 (з.).)
– Ответьте на вопрос задачи.
– Что заметили? (Действительно, задачи связаны между собой, так как искомое число первой задачи является данным числом второй задачи.)
– Каким действием будете решать вторую задачу? (Сложением.)
– Почему? (Потому что спрашивается о том, сколько всего значков у Вани и Кати.)
– Запишите решение. (6 + 4 = 10 (з.))
– Ответьте на поставленный вопрос.
Аналогично разбираются задачи из задания 6 (с. 45 учебника, часть 2).
Разбирая задачу 7 (с. 45 учебника, часть 2), целесообразно составить с х е м у:
VI. Решение выражений.
1. Сравнение числовых выражений и решение примеров.
Учитель предлагает учащимся рассмотреть примеры в задании 8 (с. 45 учебника, часть 2) и сравнить числовые выражения каждого столбика.
– Что увидели?
– Продолжите каждый столбик хотя бы одним примером.
(9 – 3; 3 + 3; 8 – 0 + 1; 6 + 1 – 7.)
– Найдите значения выражений (устно).
– Пронаблюдайте над тем, как изменяются значения выражений в каждом столбике.
2. Решение выражений изученных видов.
Учащиеся выполняют с а м о с т о я т е л ь н о задание 6 (с. 17 в тетради № 2) с последующей ф р о н т а л ь н о й проверкой.
VII. Работа с геометрическим материалом.
– Рассмотрите фигуры, изображенные на полях учебника (с. 44, часть 2).
– Как их можно назвать одним словом? (Многоугольники.)
– Какая из изображенных фигур «лишняя»?
(«Лишней» может быть фигура № 3, так как это – четырехугольник, остальные фигуры – пятиугольники и фигура № 2, так как она зеленого цвета, а остальные фигуры – желтые.)
VIII. Итог урока.
– Чему научил вас урок?
– Что особенно запомнилось, понравилось?
– Какова ваша роль на этом уроке?