У р о к 92. КИЛОГРАММ
Цели урока: познакомить учащихся с единицей измерения массы – килограммом; развивать навыки счета; закреплять знание детьми терминов «слагаемое», «сумма»; развивать мышление, наблюдательность учащихся.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Каллиграфическая минутка.
7 6 5 7 6 5
5 6 7 5 6 7
III. Устный счёт.
1. «Поднимись по лесенке».
2. Какое число пропущено?
IV. Изучение нового материала.
1. Подготовка учащихся к восприятию нового материала.
Учитель просит детей взять в одну руку учебник, в другую – тетрадь.
– Что тяжелее?
Затем учащиеся в одну руку берут, например, ручку, в другую – ластик (или любые два предмета, близкие по весу).
– Что легче?
– Как же узнать, какой предмет легче, какой тяжелее?
– Может ли нам в этом помочь линейка?
– Почему?
– Какой прибор служит для измерения массы предметов?
2. Знакомство с единицей измерения массы – килограммом.
Учитель демонстрирует детям весы, показывает, как уравновесить весы, объясняет, что если один предмет тяжелее другого, то чашечка весов опустится ниже той чашечки, на которой лежит более легкий предмет.
Затем сравниваются различные предметы по массе.
– Вы, конечно, видели другие весы и то, как взвешиваются на них предметы. Расскажите об этом.
Далее учитель сообщает детям о том, что одной из единиц измерения массы предметов является килограмм.
Потом рассматривается рисунок (с. 34 учебника, часть 2).
Учащиеся определяют, что первые весы (чашечные) находятся в равновесии, другие весы показывают, что масса предмета – 1 кг, что гири, изображенные на рисунке, весят 1 кг, 2 кг и 5 кг.
3. Запись и чтение единицы измерения массы.
Учитель говорит учащимся о том, что в математике слово «килограмм» принято писать с о к р а щ е н н о: кг. Например: 1 кг, 2 кг, 3 кг и т. д.
– Прочитайте з а п и с и:
3 кг, 4 кг, 6 кг, 7 кг.
4. Закрепление знания единицы измерения массы предметов.
Р а б о т а п о у ч е б н и к у.
Учащиеся рассматривают рисунки задания 1 (с. 34 учебника, часть 2) и отвечают на поставленные в о п р о с ы:
– Что легче: арбуз или гиря? (Арбуз, так как чаша с арбузом расположена выше, чем чаша с гирей.)
– Узнайте массу пакета с мукой. (3 кг, так как на правой чаше весов – гиря, которая весит 5 кг, а на левой – пакет с мукой и гиря в 2 кг. Весы находятся в равновесии, значит, если из 5 кг вычесть 2 кг (массу гири), останется 3 кг – масса пакета с мукой.)
– Как можно с помощью гирь в 1 кг, 2 кг и 5 кг взвесить 3 кг, 7 кг, 4 кг?
(3 кг – на правую чашу весов поставить гири 1 кг и 2 кг.
7 кг – на правую чашу весов поставить гири в 2 кг и 5 кг.
4 кг – на правую чашу весов поставить гирю в 5 кг, а на левую (ту, на которой взвешивается предмет) – гирю в 1 кг. 5 кг – 1 кг = 4 кг.)
Далее учащиеся рассматривают рисунки задания 2 (с. 34 учебника, часть 2) и отвечают на поставленные вопросы.
( 1. Чтобы уравновесить весы, нужно на чашу с дыней поставить гирю массой 2 кг.
2. Весы в равновесие привела гиря массой в 1 кг: масса двух дынь – 6 кг (3 + 3 = 6), масса арбуза – 5 кг. 5 кг + 1 кг = 6 кг.)
Р а б о т а в т е т р а д и.
Учащиеся выполняют задание 6 (с. 16 в тетради № 2) под руководством учителя.
– Какова масса тыквы? (7 кг.)
– Как узнали? (На правой чаше весов стоят гири массой 5 кг и 2 кг; к пяти прибавить два – будет 7 кг.
Весы находятся в равновесии, значит, масса тыквы равна 7 кг.)
– Запишите массу тыквы.
– Как узнаете массу дыни? (Из семи вычесть один, получится шесть килограммов.)
– Почему вычитали? (Потому что масса дыни меньше массы тыквы на 1 кг.)
– Запишите, чему равна масса дыни.
V. Закрепление навыков счета.
Закрепление знания учащимися терминов «слагаемое», «сумма».
С целью закрепления детьми терминов «слагаемое», «сумма» выполняется задание 5 (с. 35 учебника, часть 2): ученики по таблице составляют выражения и находят их значения.
Например:
– Первое слагаемое 6, второе слагаемое 2, значение суммы 8.
– Значение суммы десять, первое слагаемое семь, второе слагаемое три.
– Значение суммы восемь, второе слагаемое три, первое слагаемое пять. И т. д.
После этого учащиеся устно (с подробным объяснением) решают выражения из задания 3 (с. 35 учебника, часть 2), а затем с а м о с т о я т е л ь- н о (с последующей самопроверкой с контрольного листа) выполняют задание 2 (с. 15 в тетради № 2).
VI. Работа с геометрическим материалом.
Учащиеся выполняют задание 4 и задание на смекалку 2 (с. 35 учебника, часть 2).
Выполняя задание 4, ученики измеряют длину отрезков и определяют, на сколько сантиметров розовый отрезок длиннее голубого.
В задании на смекалку дети должны найти «вырезанную» фигуру. (Вырезали фигуру № 3.)
VII. Работа над развитием наблюдательности, логического мышления учащихся.
В заключение урока разбирается задача на смекалку 1 (с. 35 учебника, часть 2).
Решение:
Порезали в салат |
7 |
6 |
5 |
Осталось |
1 |
2 |
3 |
VIII. Итог урока.
– Что нового узнали на уроке?
– Что вас особенно заинтересовало?
– Что бы еще хотелось выполнить?
– Какова ваша роль на уроке?