Вид занятий: рисование с натуры и по памяти.
Цели и задачи: знакомство с жанром анималистки в изобразительном искусстве; освоение понятия пластической анатомии, что она изучает, для чего служит, кто ею пользуется (художники, скульпторы); сравнение анатомии разных птиц: общее и индивидуальное, непохожее; ознакомление с произведениями изобразительного искусства в жанре анималистки; передача в рисунках красоты линий, формы объектов действительности, окраски предметов, их цветовой гармонии, определение пропорций; развитие воображения, умения восхищаться красотой окружающего мира; воспитание бережного отношения к природе, экологического мышления; укрепление межпредметных связей (литература, естествознание, география).
Оборудование урока: для учителя – методические таблицы «Этапы выполнения рисунка птицы», «Скелет птицы в движении», чучела птицы – натуральный материал, фотографии птиц, открытки, сувениры; для учащихся – художественные материалы (гуашь – 1-2 краски, ограниченное количество цветов), цветнаябумага (или тонированная), кисти, баночка для воды, палитра, простой карандаш, резинка, фотографии, открытки, красочные иллюстрации из книг о птицах.
Зрительный ряд: рисунки, выполненные детьми, студентами; иллюстрации В. Серова к басням И. Крылова («Ворона и лисица», «Ворона в павлиньих перьях»), В. Фаворский – иллюстрации к рассказу Л. Н. Толстого «Ласточки», М. Врубель «Лебедь», иллюстрации Е. Чарушина к книгам, рисунки и скульптуры В. Ва-тагина.
Литературный ряд: стихотворения и отрывки из литературных произведений о птицах, загадки; К. Паустовский «Растрепанный воробей».
Ход урока
I. Организация класса.
Проверка отсутствующих, готовности к уроку.
II. Беседа по теме урока.
Перед выполнением рисунка учитель проводит с детьми короткую беседу, в которой обобщает знания ребят о птицах, полученные детьми из наблюдений в жизни и на уроках природоведения. Демонстрируется иллюстративный материал, сувениры.
Учитель. Мастер Изображения – это художник, который передает в своих произведениях то, что видит вокруг, и то, что ему интересно, – жизнь: людей, природу, животных. Причем, всматриваясь в природу, он стремится отобразить ее как можно ближе к действительности, реально. Поэтому мы можем такого художника назвать «реалистом». Посмотрите, как художник изображает животных на бумаге, в камне, в дереве.
Красивая лиса изящная, грациозная (фотография). Художник Е. Чарушин изобразил забавную лисичку. Такие слоны (фотография) живут в далекой Индии. А вот таких величественных слонов нарисовал художник В. Ватагин. Это настоящий медведь (фотография). А этих веселых мишек нарисовал художник Е. Чарушин.
Вы уже несколько раз услышали фамилии художников, рисующих зверей и птиц: Е. Чарушин, В. Ватагин, не правда ли? Да, они очень много времени и сил посвятили именно этому виду изобразительного искусства, это была их излюбленная тема.
Справка. Художник-анималист (от слова animal, по-английски – «животное») изображает животное, рисует картины о жизни животных, птиц, насеко-
мых, например, иллюстрируют книги о животных. Анималисты хорошо знают повадки, образ жизни и внешний вид животных, которых изображают.
Загадки и стихотворение:
На шесте – дворец,
Во дворе – певец. (Скворец.)
И петь не поёт,
И летать не летает…
За что же тогда его
Птицей считают? (Страус.)
Всё время стучит,
Деревья долбит.
Но их не калечит,
А только лечит. (Дятел.)
Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять. (Снегирь.)
Озорной мальчишка
В сером армячишке
По двору шныряет,
Крохи собирает. (Воробей.)
Он в мундире ярком,
Шпоры для красы.
Днём он забияка,
Поутру – часы. (Петух.)
Всю ночь летает –
Мышей добывает.
А станет светло –
Спать летит в дупло. (Сова.)
Пёстрая крякушка
Ловит лягушек,
Ходит вразвалочку,
Вспотыкалочку. (Утка.)
ПАВЛИН
Погляди, павлин какой!
Хвост, как веер расписной.
Не гордись, павлин, хвостом –
Прослывешь большим глупцом.
Ф. Бобылев
– Можете ли вы назвать места, где живут птицы?
Птицы живут рядом с человеком, в лесах, в горах, на воде, в болотах. Поэтому они строят свои гнезда на деревьях, в кустах, в траве, на камнях, в водных камышах и так далее. Все это является природной средой обитания птиц. Внешний вид птицы сильно зависит от ее среды обитания.
При огромном разнообразии птиц голова, глаза и туловище у всех примерно одинаковой формы, меняются только размеры и оси наклона частей тела, а также форма крыльев, хвоста, ног, клюва, шеи, и удивительно разнообразной может быть окраска пернатых. В очертании тела любой птицы лежат простейшие геометрические фигуры, которыми можно обобщить сложную форму. В зависимости от положения туловище птицы изображают окружностью или овалом, или оно должно напоминать грушу.
Этапы выполнения рисунка птицы:
1) Голова имеет форму шарика с точкой (глазом)- нарисовать.
2) Шея встречается длинная, короткая, средняя, широкая, узкая — нарисовать.
3) К окружности головы пририсовать ромбический клювик. Клюв бывает длинный, короткий, широкий, узкий, прямой и кривой.
4) К овалу туловища пририсовать уголками крылья и хвостик в форме трапеции. Крылья и хвост также бывают длинными и короткими (сравним лебедя и страуса, орла и воробья).
5) Ноги – длинные, короткие и средние. Лапка птицы имеет 3 пальца спереди и 1 палец сзади ноги. Пальцы заканчиваются когтями, иногда очень сильными и острыми (вспомните ястреба, коршуна). Если птица водоплавающая, то между пальцами натянуты тонкие перепонки.
6) Оперение и окраска птиц очень разнообразны (павлин и соловей): в качестве украшений некоторые птицы имеют гребни, хохолки, воротники и тому подобные дополнения (удод, попугай, какаду, индюк), силуэт перьев можно рисовать линями и штрихами, очерчивающими форму частей тела и намечающими пушистую фактуру поверхности тела.
7) Когда рисуешь птиц, не стоит забывать об окружающей среде, свойственной данному виду, чтобы рисунок смотрелся как законченная картина, а нарисованная птица не грустила посреди белого и пустого листа бумаги.
III. Работа над заданием.
Самостоятельная работа учащихся.
Дети рисуют с натуры – чучела или с рисунка в методическом пособии, иллюстрации в книге (птица должна быть видна вся).
На классной доске учитель показывает различные приемы карандашных набросков:
Первый прием: набросок начинается с указания прямыми отрезками общего расположения в пространстве (горизонтальное – у лебедя, вертикальное – у дятла, наклонное – если это утка, голубь) основных частей тела птиц. После чего прорисовываются (от указанных прямых линий) все части, детали чучела птицы (или рисунка из таблицы). Рисунок карандашом, затем раскраска способом лессировки.
Второй прием: набросок сразу начинается с определения очертания чучела птицы, далее сразу рисуем кистью быстрый этюд, затем по высохшему слою прорисовываем детали.
Справка. Лессировка (от нем. Lasierung) – тонкие прозрачные или полупрозрачные слои красок, нанесенные на просохший слой масляной живописи для обогащения колорита.
В течение урока выполнить по 3-4 наброска с натуры птиц в различных положениях или один подробно проработанный рисунок, крупно. Учитель стирает с доски свои рисунки, ставит на фоне белых драпировок чучела птиц и разрешает детям приступить к
рисованию.
По ходу работы можно задать вопросы, помогающие проанализировать форму натуры:
– Какова общая форма туловища птицы и каково соотношение размера шеи и головы сравнительно с туловищем?
– Где располагаются лапы: посередине туловища или ближе к хвосту, и каково их положение – вертикальное или наклонное?
– С чего надо начинать этот рисунок, чтобы он был не мал и не велик по отношению к листу бумаги?
– Какие памятники и скульптуры животных ты знаешь? Где ты их видел? (Конные памятники полководцам, памятник козе в г. Урюпинске, скульптуры коней, быков в Москве на ВДНХ, утки и другие птицы у фонтанов, сфинкс в Египте.)
IV. Игровое задание: «Что забыл нарисовать художник?» (по методическому пособию).
V. Итоги урока.
Экспресс-выставка. Анализ выполненных работ. Подведение итогов, результатов работы. Уборка рабочих мест.
Домашнее задание: увидеть и нарисовать любимых зверей, а также друзей, родных