У р о к 71. СРАВНЕНИЕ ЧИСЕЛ.
РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ НА СРАВНЕНИЕ
Цели урока: формировать умение учащихся сравнивать числа (находить, на сколько одно число больше или меньше другого), продолжать работу над задачами на сравнение и задачами на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц; развивать навыки счета, наблюдательность; прививать интерес к предмету.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Каллиграфическая минутка.
9 8 7 9 8 7
1 2 3 1 2 3
III. Устный счёт.
«Цепочка».
IV. Сравнение чисел.
Учитель предлагает учащимся выполнить задание 2 (с. 11 учебника, часть 2) и задание 1 (с. 6 в тетради № 2).
Учащиеся выполняют задание 2 (с. 11 учебника).
– Рассмотрите рисунки.
– Сколько зеленых кругов? (6.)
– Сколько розовых треугольников? (4.)
– Какое из чисел больше: 6 или 4?
– Какое из чисел меньше?
– Обоснуйте ваш ответ.
– Как узнать, на сколько одно число больше или меньше другого? (Надо из большего числа вычесть меньшее.)
– На сколько кругов больше, чем треугольников? (На 2.)
– На сколько треугольников меньше, чем кругов? (На 2.)
Аналогично проводится работа по следующему рисунку в учебнике.
Далее учащиеся выполняют задание 1 (с. 6 в тетради № 2).
– Рассмотрите рисунки.
– Что хотите сказать? (На первом рисунке кругов меньше, чем треугольников; на втором – треугольников меньше, чем квадратов.)
– Прочитайте неравенство, соответствующее первому рисунку. (Пять меньше восьми.)
– На сколько пять меньше восьми? (На 3.)
– Как узнали? (Из восьми вычли пять.)
– Запишите это числовым выражением. (8 – 5 = 3.)
– Прочитайте неравенство, соответствующее второму рисунку. (Семь больше четырех.)
– На сколько семь больше четырех? (На 3.)
– Обоснуйте ваш ответ. (Из семи вычесть четыре, получится три.)
– Запишите соответствующее числовое выражение. (7 – 4 = 3.)
V. Работа над задачами.
Учитель или учащиеся читают задачу 1 (с. 11 учебника, часть 2).
– Что сказано в условии задачи?
– О чем спрашивается в задаче?
– Как узнаете, на сколько больше лошадок? (Из четырех вычтем три.)
– Как узнаете, на сколько меньше верблюдов? (Так же: из четырех вычтем три.)
– Сделайте к задаче рисунок или схему.
– Запишите решение. (4 – 3 = 1.)
– Ответьте на поставленные вопросы. (Лошадок на 1 больше, чем верблюдов. Верблюдов на 1 меньше, чем лошадок.)
Далее рассматриваются задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц (задания 3, 4, с. 11 учебника, часть 2).
Одну из задач целесообразно разобрать ф р о н т а л ь н о, другую дети могут решить с а м о с т о я т е л ь н о с последующей фронтальной проверкой.
VI. Решение выражений.
На д о с к е записаны числовые выражения из задания 5 (с. 1 учебника, часть 2).
– Рассмотрите примеры каждой пары.
– Что заметили?
– Не вычисляя, в каждой паре найдите пример с бульшим значением.
– Почему так считаете?
– Проверьте вычислением справедливость вашего мнения.
VII. Работа с геометрическим материалом.
Учащиеся выполняют задания на смекалку (с. 10, 11 учебника, часть 2).
1. Провести в треугольнике 2 отрезка так, чтобы получилось 3 треугольника.
2. Какую фигуру вырезали из квадрата? (Фигуру № 3.)
VIII. Итог урока.
– Чему научил вас сегодняшний урок?
– Какое задание было для вас самым интересным?
– Какое показалось самым трудным?